Оперы
• Серебряный колокольчик (Le timbre d’argent, 1864, пост. 1877, «Театр лирик», Париж; новая ред. 1913, пост. 1914, Брюссель)
• Жёлтая принцесса (La princesse jaune, 1871, пост. 1872, т-р «Опера комик», Париж)
• Самсон и Далила (1867-76, пост. 1877, Веймар; 1892, «Гранд-Опера», Париж)
• Этьен Марсель (1878, пост. 1879, Лион)
• Генрих VIII (1880-82, пост. 1883, «Гранд-Опера», Париж)
• Прозерпина (1887, «Опера комик», Париж)
• Асканио (1888, пост. 1890, «Гранд-Опера», Париж)
• Фрина (1893, «Опера комик», Париж)
• Варвары (Les barbares, 1901, «Гранд-Опера», Париж)
• Елена (1903, пост. 1904, Монте-Карло)
• Предок (L’ancetre, 1905, пост. 1906, там же)
• Деянира (1910, пост. 1911, там же и «Гранд-Опера», Париж)
Балет
• Жавотта (1896, Лион)
Для солистов, хора и оркестра
Оратории:
• Рождественская (Oratorio de Noel, op. 12, 1858, исп. 1869)
• Потоп (Le deluge, op. 45, 1874, исп. 1876)
• Обетованная земля (The promised land, 1913, для фестиваля в Глостере)
Кантаты:
• Свадьба Прометея (Les noces de Promethee, op. 19, 1867)
• Лира и арфа (op. 57, 1879)
• Небесный огонь (Le feu celeste, op. 115, 1900)
• Слава Корнеля (La gloire de Corneille, op. 126, 1906)
• Слава (La gloire, op. 131)
• месса (op. 4, 1856)
• реквием (op. 54, 1878)
• баллада Невеста литавриста (La fiancee du timbalier, op. 82, 1887)
• Гимн рабочим (Hymne aux travailleurs, op. 142, 1915?)
• Гимн Уругваю (1916)
• В честь Америки (гимн, 1917)
• Гимн миру (Hymne а la paix, op. 159, 1919) и др.
Для оркестра
3 симфонии:
• Симфония № 1 Es-dur, op. 2 (1852)
• Симфония № 2 a-moll, op. 55 (1859)
• Симфония с органом, c-moll, op. 78 (1886)
Симфонические поэмы:
• Прялка Омфалы (Le rouet d’Omphale, op. 31, 1871)
• Фаэтон (Phaeton, op. 39, 1873)
• Пляска смерти (Danse macabre, op. 40, 1874)
• Юность Геракла (La jeunesse d’Hercule, op. 50, 1877)
• сюита для оркестра (op. 49, 1877)
• Алжирская сюита (Suite algerienne, op. 60, 1879-80)
• Праздничная увертюра (Ouverture de fete, op. 133, 1910)
• Героический марш (Marche herouque, op. 34, 1871)
• баркаролла Ночь в Лисабоне (Une nuit а Lisbonne, op. 63, 1880)
• Арагонская хота (Jota aragonesa, op. 64, 1880)
• Гимн В. Гюго (Hymne а V. Hugo, с хором ad libitum, op. 69, 1881) и др.
Для фортепиано с оркестром
5 концертов:
• Концерт для фортепиано с оркестром № 1 D-dur, op. 17 (1862)
• Концерт для фортепиано с оркестром № 2 g-moll, op. 22 (1868)
• Концерт для фортепиано с оркестром № 3 Es-dur, op. 29 (1869)
• Концерт для фортепиано с оркестром № 4 c-moll, op. 44 (1875)
• Концерт для фортепиано с оркестром № 5 F-dur, op. 103 (1896)
• Овернская рапсодия (Rapsodie d’Auvergne, C-dur, op. 73, 1884)
• фантазия Африка (op. 89, 1891)
Для скрипки с оркестром
3 концерта:
• Концерт для скрипки с оркестром № 1 A-dur, op. 20 (1859)
• Концерт для скрипки с оркестром № 2 C-dur, op. 58 (1879)
• Концерт для скрипки с оркестром № 3 h-moll, op. 61 (1880)
• Интродукция и рондо-каприччиозо (op. 28, 1863)
• Романс (также с фортепиано, ор. 48, 1874)
• Концертная пьеса (Morceau de concert, e-moll, op. 62, 1880)
• Гаванка (Havanaise, op. 83, 1887)
• Андалусское каприччио (Le caprice andalou, op. 122, 1904)
Для виолончели с оркестром
2 концерта:
• Концерт для виолончели с оркестром № 1 a-moll, op. 33 (1873)
• Концерт для виолончели с оркестром № 2 d-moll, op. 119 (1902)
Для инструмента с оркестром
• Концертная пьеса (для арфы, ор. 154, 1918)
• Романс (для валторны, ор. 36, 1874)
• Концертная пьеса (для валторны, ор. 94, 1893)
• Романс (для флейты, ор. 37, 1874)
• Маленькая ода (Odelette, для флейты, ор. 162, 1920)
• фантазия Кипарис и лавры (Cipres et lauriers, для органа, op. 156, 1918)
• Тарантелла (для флейты и кларнета, ор. 6, 1857)
• Муза и поэт (La muse et le poete, дуэт для скрипки и виолончели, ор. 132, 1909)
Для духового оркестра
• марш Восток и Запад (Orient et Occident, op. 25, 1869)
Для ансамбля инструментов
• Зоологическая фантазия. Карнавал животных (Fantaisie zoologique. Le carnaval des animaux, для 2 фортепиано, 2 скрипки, альта, виолончели, к-баса, флейты, фисгармонии, ксилофона и челесты, 1886)
Камерно-инструментальные ансамбли, в т. ч.
Для скрипки и фортепиано:
• 2 сонаты (d-moll, op. 75, 1885; Es-dur, op. 102, 1896)
• Колыбельная (Berceuse, op. 38, 1874)
• Триптих (op. 136, 1912)
• 2 элегии (ор. 143, 1915; op. 160, 1920),
Для виолончели и фортепиано:
• сюита (op. 16, 1866)
• 2 сонаты (c-moll, op. 32, 1872; F-dur, op. 123, 1905)
• Allegro appassionato (op. 43, 1873)
• Романс (D-dur, op. 51, 1877)
• 6 дуэтов для фисгармонии и фортепиано (op. 8, 1858)
• Фантазия для скрипки и арфы (ор. 124, 1907)
• Каватина для тромбона и фортепиано (ор. 144, 1915)
• Молитва (La priere), для виолончели и органа (ор. 158)
• соната для гобоя и фортепиано (D-dur, op. 166, 1921)
• соната для кларнета и фортепиано (Es-dur, op. 167, 1921)
• соната для фагота и фортепиано (G-dur, op. 168, 1921)
2 фортепианных трио:
• F-dur, op. 18 (1869)
• e-moll, op. 92 (1892)
• Романс для фортепиано, органа и скрипки (ор. 27, 1868)
2 струнных квартета:
• e-moll, op. 112 (1899)
• G-dur, op. 153 (1918)
• фортепианный квартет (B-dur, op. 41, 1875)
• Серенада для фортепиано, органа, скрипки и альта (ор. 15, 1865)
• Каприччио на датские и русские народные темы для флейты, гобоя, кларнета и фортепиано (ор. 79, 1887)
• Баркарола для скрипки, виолончели, органа и фортепиано (ор. 108, 1898)
• фортепианный квинтет (a-moll, op. 14, 1865)
• вальс-каприс Свадебный пирог (Wedding-cake) для фортепиано и струнных инструментов (As-dur, op. 76, 1886)
• септет для трубы, 2 скрипки, альта, виолончели, к-баса и фортепиано (Es-dur, op. 65, 1881)
Для фортепиано в 2 руки
• багатели
• мазурки
• этюды
• вальсы
• фуги
• Воспоминания об Италии (Souvenir l’Italie, op. 80, 1887)
• Воспоминания об Исмаилии (Souvenir d’Ismaеlia, op. 100, 1894) и др.
Для фортепиано в 4 руки
• Дуэттино (ор. 11, 1858)
• Баллада (ор. 59, 1879?) и др.
Для 2 фортепиано
• Вариации на тему Бетховена (ор. 35, 1874)
• скерцо (ор. 87, 1889)
• Арабский каприс (Caprice arabe, op. 96, 1894)
• Героический каприс (Caprice herouque, op. 106, 1897)
Для органа
• Три рапсодии на бретонские темы (ор. 7, 1866)
• 3 прелюдии и фуги (ор. 99, 1894)
• 7 импровизаций (ор. 150, 1898)
• фантазия (ор. 157, 1919), и др.
Для голоса с фортепиано
около 100 романсов и песен на тексты В. Гюго, Э. Легуве, П. Вердена, Ронсара и др., в т. ч. вокальные циклы
• Персидские мелодии (Melodies persanes, сл. А. Рено, ор. 26, 1870)
• Красный пепел (La cendre rouge, сл. Ж. Докуа, ор. 146, 1915)
Вокальные дуэты
Хоры (a cappella и с сопровождением)
Духовная музыка
Музыка к спектаклям драматического театра
• Антигона (трагедия Софокла, 1893, т-р «Комеди Франсез», Париж)
• Деянира (трагедия Л. Галле, 1898, Безье)
• Паризатис (драма Ж. Дьёлафуа, 1902, там же)
• Андромаха (трагедия Расина, 1902, пост. 1903, т-р Сары Бернар, Париж)
• Убийство герцога Гиза (L’assassinat du duc de Guise, кинематографич. драма A. Лаведана, 1908)
• Вера (La foi, пьеса Э. Бриё, 1908, пост. 1909, Монте-Карло)
• С любовью не шутят (On ne badine pas avec l’amour, пьеса А. Мюссе, 1916, пост. 1917, т-р «Одеон», Париж) и др.
Литература:
Faminzin A., Russische musikalische Gesellschaft. Herr Camille Saint-Saëns, «St.-Petersburger Zeitung», 1875, 30 November (12 Dezember); eго же, Петербургская хроника. Г. Сен-Санс, «Музыкальный листок», 1875, 7 дек.; * (Кюи Ц. A.), Музыкальные заметки… г. Сен-Санс, «С.-Петербургские ведомости», 1875, 13 ноября, 19 ноября; его же, Театр и музыка. Ещё г. Сен-Санс…, там же, 1875, 3 дек.; Ларош (Г. A.), Музыкальные очерки, г. К. Сен-Санс, «Голос», 1875, 19 ноября; Старый музыкант (Кругликов С. Н.), Музыкальная хроника… Симфонии Сен-Санса, Гайдна и А. Рубинштейна…, «Современные известия», 1880, 4 дек.; Кашкин Н., «Самсон и Далила» Сен-Санса, «Артист», 1894, No 34; Коптяев А. П., Лекция о К. Сен-Сансе, «РМГ», 1895, No 4;Кремлёв Ю., Камилл Сен-Санс и его эстетика, «СМ», 1955, No 6; его же, Камиль Сен-Санс, М., 1970; Алексеев Н., Новое о Сен-Сансе. (К 125-летию со дня рождения), «СМ», 1960, No 10; Алексеев А. Д., Камилль Сен-Санс, в его кн.: Французская фортепьянная музыка конца XIX — начала XX века, М., 1961; Протопопов В., История полифонии в её важнейших явлениях. Западноевропейская классика XVIII — XIX веков, М., 1965, гл. 16; Ballaigue С., С. Saint-Saëns, P., 1889; Hanslick E., Concerte, Componisten und Virtuosen der letzten funfzehn Jahre. 1870–1885, В., 1886; его же, Aus dem Tagebuch eines Musikers, В., 1892; Jullien A. Musiciens d’aujourd’hui, v. 1–2, P., 1892–94; Neitzel О., Camille Saint-Saëns, В., 1899; Bruneau A., Musiques d’hier et de demain, P., 1900; Вaumann E., Les grandes formes de la musique. L’oeuvre de Camille Saint-Saëns, P., 1905; Rоlland R., С. Saint-Saëns, в его кн.: Musiciens d’aujourd’hui, P., 1908 (рус. пер. — Роллан Р., К. Сен-Санс, в его кн.: Музыканты наших дней, П., 1923, то же, Собр. соч., т. 16, Л., 1935); его же, Journal des annees de la guerre. 1914–1919, P., 1952; его же, Memoires et fragments du journal, P., (1956); Reyer E., Quarante ans de musique («Samson et Dalila»), P., (1909); Воnnerоt J., C. Saint-Saëns, Sa vie et son oeuvre, P., 1914, nouv. ed., 1922; Hervey A., Saint-Saëns, L., 1922, nouv. ed., Westport (Conn.), (1970); Servieres G., Saint-Saëns, P., 1923, 1930; Lyle W., С. Saint-Saëns, his life and art, L., 1923, nouv. ed., Westport (Conn.), 1970; (Liszt F.), Lettres inedites de Liszt, а Saint-Saëns, «La Revue musicale», 1928, mai (рус. пер. — Лист Ф., Письма к Сен-Сансу, «СМ», 1936, No 7); Cortot A., С. Saint-Saëns et le piano, в его кн.: La musique francaise de piano, v. 2, P., 1932 (рус. пер. — Koртo A., Сен-Санс и фортепиано, в его кн.: О фортепианном искусстве, М., 1985); Indy v. d', Cours de composition musicale, livre 2, partie 2, P., 1933; Brook D., Saint-Saëns, в его кн.: Five great french composers, L., 1946; Chantavoine J., Camille Saint-Saлns, P., 1947; Harding J., Saint-Saëns and his circle, L., (1965); Morel Fr., С. Saint-Saëns als Organist, «Musik und Gotterdienst», 1972, Bd 26; Raquette D., Saint-Saëns et notre epoque, «SMz», 1972, Bd 112.
E. P. Бронфин
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.