Piano Sonata No. 1 (D-dur), Op. 12
Чтобы в полной мере проникнуть в сущность музыкального произведения, мы должны понять, каким был мир, отраженный в нем через призму сознания композитора. В каких условиях родилась Соната для фортепиано № 1 Дмитрия Дмитриевича Шостаковича? Молодой талантливый композитор всегда жадно впитывает разнообразные влияния. Мы можем с уверенностью сказать, что в то непростое время, на которое пришлась молодость Шостаковича, недостатка в разнообразных музыкальных впечатлениях не было – в 1920-х гг. в Ленинграде часто исполнялись произведения западных композиторов-современников – Пауля Хиндемита, Эрнста Кшенека, Альбана Берга, участников французской «Шестерки» и эмигрировавшего к тому времени Игоря Федоровича Стравинского. СССР посещали с гастролями Дариус Мийо, Пауль Хиндемит со своим квартетом, Артюр Онеггер, Альфредо Казелла. Молодой композитор в изобилии получал многообразные музыкальные впечатления, связанные с искусством современников, большое впечатление произвела на него опера Берга «Воццек», поставленная в ленинградском Малом оперном театре.
Другим – не менее важным – источником художественных впечатлений были для Шостаковича в пору молодости творческие эксперименты современных ему театральных деятелей, в частности – «биомеханика» Всеволода Эмильевча Мейерхольда и пролеткультовские концепции «Театра рабочей молодежи», возглавляемого Адрианом Ивановичем Пиотровским. Эти течения, отрицая «старомодный психологизм», тяготеют к ультрасовременной эксцентричности, гротеску, острой характерности. Режиссеры того времени, стремясь отказаться от всего «старого и отжившего», экспериментируют и напряженно ищут – каким может быть новый театр. Тяготение к подобной деэмоционализированной эпатажности проявляется и в сочинениях Шостаковича тех лет. Во многом это было связано с осмыслением не столь давних революционных событий с их пафосом отрицания. Одним из таких произведений становится Соната для фортепиано № 1, в которой композитор словно «исследует» возможности сонатной формы, стремясь воплотить все, что она может дать.
Полностью сосредоточив творческие усилия на сонатной форме, композитор отказывается от цикличности, создавая одночастную сонату, но в такой композиции присутствуют некоторые черты цикличности, а темы получают масштабное развитие уже в экспозиции, которая разрастается до гигантских размеров. Активная трансформация тематического материала продолжается и в репризе, в которой ни одна из тем не появляется в первоначальном виде.
В соответствии с эстетическими тенденциями эпохи, композитор в этом произведении стремился не столько к психологической углубленности (внутренний мир отдельного человека вообще мало кого интересовал в то время – не забудем, что именно в 1920-х гг. родились знаменитые строки Владимира Владимировича Маяковского: «Единица – вздор, единица – ноль»), сколько к внешнему «выходу» мощной энергии. Эта энергия находит выражение и в пианистической виртуозности, и в графической четкости линий, и в общем моторно-токкатном движении, объединяющем все произведение. Активная действенность заложена в импульсивной, «взрывной» главной партии, в побочной с ее угловатыми интонациями и «вызывающе-дерзким» глиссандированием. Именно этот динамизм, заложенный в самих темах, становится главным стимулом музыкального развития, а не конфликтное сопоставление тем – ярко выраженной тематической контрастности в Первой сонате Шостаковича усмотреть нельзя. Присутствуют в ней и такие музыкальные образы, которые можно назвать лирическими – но с большой долей условности: в этих темах нет той непосредственной эмоциональности, которая традиционно связывается с понятием лирики, они воспринимаются как изменение характера движения, его временное замедление. Отходя от сонатной формы в ее классическом виде, композитор вводит в произведение немалое количество второстепенных эпизодов (например Lento в скрябинском духе после разработки) – это могло бы привести к рыхлости формы, если бы мощная энергия движения не объединяла Сонату.
Композитор экспериментирует не только с построением формы, но и в области тональности и гармонии, и с приемами тематической работы. Главная партия – казалось бы, тонально ясная, основанная на терцовом ходе – обволакивается хроматизмами, в которых очертания тональности теряются. Интересные приемы используются в разработке – например, главная и побочная партии одновременно развиваются на фоне органного пункта в виде тремолирующей секунды.
В современной автору массовой печати о Первой сонате говорили как о «произведении, навеянном Октябрем». При всей прямолинейности подобного суждения определенная доля истины в нем была: хотя Сонату и нельзя назвать непосредственным воплощением образов Октябрьской революции, она отражает дух эпохи, порожденной ею – эпохи сложной и противоречивой, исполненной отрицания и мучительных поисков, которые касались не только искусства.
Фортепианное творчество Шостаковича →