Фортепианный квинтет ля минор, Op. 14 — сочинение французского композитора Камиля Сен-Санса (1855).
В классическом русле находится Фортепианный квинтет ля минор, относящийся к раннему периоду творчества – он написан двадцатилетним композитором в 1855 г., но опубликован лишь по прошествии десяти лет. Это одно из первых циклических произведений Сен-Санса, в котором молодой композитор демонстрирует увлеченность «перефразированием» интонаций, характерных для классического наследия, на новый лад – с подчеркиванием виртуозного начала.
Сен-Санс посвятил произведение Шарлотте Массон – своей двоюродной бабушке, в честь которой ему было дано одно из имен (Шарль). Эта женщина не просто стала ему «второй матерью», принимая участие в его воспитании наравне с родителями – будучи прекрасной пианисткой, Шарлотта Массон стала для своего внучатого племянника первой наставницей в искусстве фортепианной игры. Неудивительно, что Сен-Санс посвятил ей этот Квинтет – именно фортепиано в нем очень часто доминирует, демонстрируя свою виртуозность и противопоставляя себя квартету струнных – двум скрипкам, альту и виолончели. Впрочем, иногда оно вступает в «диалог» со струнными, взаимодействуя с ними в контрапунктических построениях или играя в унисон.
Структура цикла соответствует классическим традициям. Первая часть – Allegro moderato e maestoso – открывается величественными, тяжелыми аккордами вступления, за которыми следует подвижная экспозиция с активной главной партией и лирической побочной, драматическая разработка, реприза. Примечательна фортепианная каденция.
В начале фа-мажорной лирической второй части – Andante sostenuto – тему хорального склада излагает фортепиано, затем присоединяются струнные. Изложение второй кантиленной темы начинается в партии альта.
Часть третья – Presto – в непрерывном движении в размере 6/8, построена на развитии двух подвижных, активных мотивов. Заключительная часть – Allegro assai, ma tranquillo – начинается с фугато, величавую тему которого первоначально проводит виолончель. Контрапунктическому развитию подвергается вторая тема – лирическая. Появляется в финале и одна из тем первой части – побочная партия.