Завершив в 1876 г. Струнный квартет фа мажор, в следующем году Николай Андреевич Римский-Корсаков обращает взор в сторону другого камерно-инструментального жанра – струнного секстета. Непосредственным поводом к этому стал конкурс камерных сочинений, который объявило Русское музыкальное общество. Композитор представил на этот конкурс два произведения – Квинтет для фортепиано и духовых си-бемоль мажор и Струнный секстет ля мажор для двух скрипок, двух альтов и двух виолончелей ля мажор.
Секстет примечателен своей структурой цикла – среди всех камерно-инструментальных сочинений Римского-Корсакова здесь она особенно необычна. Композитор не отдал предпочтение ни трехчастному, ни четырехчастному классическому циклу – он сделал Секстет пятичастным. Традициям построения сонатного цикла соответствуют только крайние части.
Главная и побочная партии первой части – Allegro vivace – не вступают в конфликт, а дополняют друг друга, хотя они противопоставлены и характером мелодии, и средствами инструментовки: главная партия диатонична, а в побочной присутствуют хроматизмы; эмоциональная насыщенность главной партии подчеркнута виолончельным тембром, а грациозную побочную партию излагают скрипки.
За первой частью следует не медленная, а Rondo fugato, имеющая жанровое обозначение – alla saltarello. Здесь на первый план выходят полифонические приемы. Особенно интересен первый репризный раздел, где тема во всех голосах излагается и в основном, и в обращенном виде.
Центральное положение в цикле занимает скерцо, но его сложная трехчастная форма интерпретируется композитором не вполне традиционно: трио заменено фугой. Инструментальный состав позволяет построить полифоническую ткань очень оригинально. В этой трехголосной фуге первый альт, первая скрипка и первая виолончель, последовательно вступая, проводят тему, а прочие инструменты поддерживают их, играя пиццикато.
Медленная часть – Andante – непосредственно предшествует финалу. Она напоминает ноктюрн. В «мудреном», по выражению Римского-Корсакова, аккомпанементе сильная доля оказывается завуалированной, поэтому очертания мелодии становятся особенно мягкими.
Пятая часть – традиционный быстрый финал в форме рондо-сонаты.
Достаточная обособленность частей позволяет говорить об использовании принципа сюитности в построении Секстета, однако части цикла объединены интонационными связями: восходящая интонация, с которой начинается главная партия первой части, будет впоследствии появляться во всех последующих частях. Этот лейтмотив цикла опирается на сексту, но присутствует в нем и квартовый ход с доминанты на тонику, придающий мелодии активную энергию, поэтому повествовательность сочетается в этой теме с целеустремленностью.
Лейтмотив появляется в одном из разделов второй части, сохраняя метрическую основу, причем восходящее мелодическое движение в нем подчеркивается. На интонациях лейтмотива строится тема крайних разделов третьей части, а первая тема четвертой части перекликается с ним не только мелодическими, но и гармоническими чертами. Присущее лейтмотиву восходящее мелодическое движение достигает апогея в рефрене финала: в течение двух тактов мелодия «разворачивается», охватывая двухоктавный диапазон. Подобное объединение частей цикла с помощью трансформирующихся лейтмотивов имеет место и в симфонической сюите «Шехеразада».
Примечателен тональный план Секстета: первая, третья и пятая части имеют тональность ля мажор, вторая – ре мажор, четвертая – ми мажор. Троекратное появление основной тональности, перемежающееся другими, придает циклу черты рондо. Подобное сочетание сюитности с рондообразностью присуще другому, более известному творению Римского-Корсакова – «Испанскому каприччо».
Какая судьба ожидала Струнный секстет Римского-Корсакова? Победителем конкурса, для которого сочинение создавалось, Николай Андреевич не стал – первая премия была присуждена Эдуарду Францевичу Направнику, Секстет же, по словам Римского-Корсакова, удостоился лишь «похвального отзыва». Можно предположить, что для автора это было нелегко – судя по тому, как много внимания уделил он Секстету в «Летописи моей музыкальной жизни», это произведение много значило для него. Впоследствии он услышал от великого князя Константина Николаевича при случайной встрече: «Как жаль, что мы не знали при присуждении премий, что этот секстет твой, очень, очень жаль». Это позволило композитору «заключить, как велось дело конкурсов в Русском музыкальном обществе в те времена».
Струнный секстет ля мажор впервые прозвучал в январе 1877 г. на квартетном собрании Русского музыкального общества. О нем благосклонно высказался Герман Августович Ларош – критик назвал произведение «мастерски написанным смычковым секстетом».
• Камерно-инструментальное творчество →