Čert a Káča
Комическая опера Антонина Дворжака в 3 действиях, либретто А. Венига.
Премьера: Прага, Национальный театр, 23 ноября 1899 г.; в России — Пермь, 1956 г. Сюжетные мотивы оперы либреттист нашел в сборнике чешских народных сказок, составленном Б. Немцовой, и в пьесе И. К. Тыла «Черт на земле, или Черт и Кача». Опера проникнута народным духом, в ней органически сочетаются социальные, бытовые и сказочно-фольклорные мотивы.
Бесхитростный народный юмор, оптимизм пронизывают музыку. Мелодика, близкая народной песне, танцевальные ритмы, чешский национальный дух определяют стиль произведения. В соответствии с народной сказкой фантастические образы лишены устрашающего характера. Народу черти не страшны — напротив, это они боятся людей. Только для помещиков и управителей дьявол страшен. Отсюда резкий контраст между тем, как относятся к нечистой силе Йирка, Кача и Княгиня (III д.).
Есть нечто общее в том, как рисуют ад чешская народная сказка и Дворжак, с одной стороны, и Гоголь — с другой. Знакомясь с музыкой «Черта и Качи», слушатель-зритель попадает в обстановку, хорошо знакомую по «Вечерам на хуторе близ Диканьки».
А. Гозенпуд
Действующие лица:
- Ирка, пастух, тенор
- Кача, меццо-сопрано
- Мать Качи, сопрано
- Черт Марбуэль, бас
- Черт-привратник, бас
- Черт-сторож, бас
- Люцифер, бас
- Княжна, сопрано
- Управляющий, бас
Первое действие
Веселый праздник в чешской деревне. Много народа собралось в деревенской гостинице, где без конца звучит музыка, слышатся смех и шутки. Молодежь танцует доупаду, и только одна Кача угрюмо сидит в углу да с завистью смотрит на танцующих — ее никто не приглашает. Этой девушки боятся все парни в деревне: уж если она начнет молоть языком, то шумит, как прорвавший запруду поток. А толста она так, что обнять ее можно разве что вдвоем. Рассерженная Кача заявляет, что готова пуститься в пляс хоть с самим чертом. В гостинице появляется новый посетитель. Это черт Марбуэль, одетый в щегольской охотничий костюм. Черт послан узнать, действительно ли так плохо, как об этом прослышали в аду, обращаются с крестьянами помещица-княжна и ее управляющий. Крестьяне спешат рассказать, что управляющий так тиранит и притесняет их, что пусть его хоть черт возьмет — никто не пожалеет. Увидев в углу одинокую Качу, Марбуэль заводит с девушкой знакомство, приглашает танцевать. Ах, как нравится Каче кружиться вместе с этим нарядным охотником! Она согласилась бы век так отплясывать! Марбуэль готов выполнить пожелание девушки: стоит только ей пойти с ним в его замок. После минутного раздумья Кача соглашается. В ту же секунду в полу разверзается дыра, и Кача, окутанная клубами дыма и пламени, исчезает в ней вместе с охотником. Это видит вошедший в гостиницу пастух Ирка. Его только что прогнал с работы управляющий, заявив, что пастух может убираться к черту. Ирка, решив отправиться к чертям и спасти Качу, прыгает вслед за ней в преисподнюю.
Второе действие
В аду. Черти, играя в карты, так шумят, что разбудили своего старшого — Люцифера. Увидев, что Марбуэль все еще не вернулся, Люцифер начинает сердиться. Но вот и Марбуэль, На своей спине он тащит Качу, крепко обхватившую руками его шею. Бедный черт вконец изнемог под такой тяжестью. Но от разгневанной Качи избавиться нелегко. Награждая беса тумаками и отпуская по его адресу всевозможные ругательства, Кача грозит Марбуэлю расправой за то, что он вместо замка привел ее в ад. С большим трудом удается чертям обманом снять Качу со спины обессилевшего Марбуэля, но выпроводить ее за ворота ада они, как ни стараются, не могут. Любопытной девушке здесь все интересно, она и не думает уходить. Вдруг раздается страшный стук в ворота — появляется Ирка. Черти умоляют его забрать от них Качу, Марбуэль обещает щедро вознаградить пастуха: когда бес явится за управляющим, пусть Ирка подойдет к нему — черт оставит управляющего в покое, а Ирка сможет потребовать от управляющего мешок золота за «спасение» от ада. При этом бес ставит лишь одно условие — пастух не должен вступаться за княжну. Ирка согласен с предложением Марбуэля. Однако и он бессилен выманить отсюда Качу, которая успела уже так досадить чертям, что они готовы на все, лишь бы поскорей избавиться от надоедливой гостьи. Черти затевают танцы. Музыка увлекает Качу, и она начинает кружиться в танце с Иркой. Во время танца Ирке удается вытолкнуть Качу в раскрытые ворота. Обрадованные черти поспешно захлопывают ворота ада.
Третье действие
По деревне пронеслись слухи, что черт хочет унести управляющего в ад, и его может спасти один лишь Ирка. Княжна, которой грозит та же беда, в страхе посылает за отважным пастухом. Но Ирка поможет ей только в том случае, если она освободит крестьян от притеснений. Перепуганная княжна согласна на все, и Ирка остается в ее покоях ждать прихода Марбуэля. В соседней же комнате он прячет Качу. Едва спустилась ночь и взошел месяц, как в комнате княжны с шумом распахивается окно и в свете яркого пламени появляется Марбуэль. Не успевает он сказать перепуганной княжне и двух слов, как к нему подбегает Ирка. Но ведь, по уговору, пастух не должен был вступаться за княжну, почему же он нарушает свое слово? Оказывается, Ирка пришел не для спасения княжны. Он поспешил на выручку Марбуэлю. Ведь сюда бежит Кача! Да вот и она! Как только девушка появляется в дверях, Марбуэль в ужасе исчезает. Княжна спасена, она назначает Ирку своим первым советником, Каче дарит новую хату и богатое приданое, а крестьян навсегда освобождает от притеснений.