Опера Бенджамина Бриттена «Поворот винта»

Композитор
Дата премьеры
14.09.1954
Жанр
Страна
Англия
Опера Бенджамина Бриттена «Поворот винта». Постер Рафала Ольбиньского

«Поворот винта» (англ. The Turn of the Screw) — опера английского композитора Бриттена в двух действиях с прологом. Либретто М. Пайпера по одноименной повести Г. Джеймса.

Премьера: Венеция, театр «Ла Фениче», на международном фестивале современной музыки, силами труппы «Инглиш опера труп», 14 сентября 1954 г. (П. Пирс — Куинт); в СССР — Москва и Ленинград, гастроли «Инглиш опера труп» под управлением автора (1964); на русском языке — Москва, «Декабрьские вечера», под художественным руководством С. Рихтера.

Действующие лица: Питер Куинт (тенор), Гувернантка (сопрано), Майлс (дискант), Флора (сопрано), Госпожа Гроуз (сопрано), Мисс Джессел (сопрано), Пролог (тенор).

Повесть американского писателя Г. Джеймса (1898) принадлежит к довольно распространенному в Англии и Америке типу «страшных историй», или «историй о привидениях».

Молодая гувернантка приезжает в усадьбу Блай, чтобы заняться воспитанием сирот — Флоры и Майлса. Ей удается (или кажется, что удалось) завоевать их доверие. Но неожиданно она убеждается, что дети находятся во власти призраков умерших — лакея Питера Куинта и его любовницы, гувернантки мисс Джессел. Тщетно пытается молодая женщина освободить своих воспитанников от влияния фантомов: дети замыкаются в себе, становятся скрытными, лживыми. Когда же гувернантка призывает на помощь опекуна сирот, Майлс по приказу Куинта крадет и разрывает письмо. Оказавшись под воздействием чужой воли, не находя сил избавиться от наваждения, мальчик называет имя Питера и умирает.

У Г. Джеймса рассказ ведется от лица гувернантки, находящейся в состоянии, близком к помешательству. Призраки существуют лишь в ее больном воображении, а причина гибели ребенка совершенно иная. Переключив рассказ в действие, композитор превратил галлюцинацию в реальность. Призраки олицетворяют собой начало, враждебное человеку, власть жестокости и насилия. Борьба гувернантки с ними приобретает значение защиты добра и человечности. Композитор показал разрушение детского мира под воздействием злых сил, неспособность взрослых защитить детей. В какой-то мере тема наваждения, овладевающего сознанием ребенка, подсказана «Лесным царем» Гёте — Шуберта.

А. Гозенпуд


«Поворот винта» — восьмая опера английского композитора Бенджамина Бриттена, его пятая камерная опера и, пожалуй, самая страшная. Основой либретто стал одноименный рассказ Генри Джеймса. Этот американский писатель, творивший на рубеже XIX–XX столетий и много лет проживший в Англии, был мастером психологической прозы, его стиль очень изящен и музыкален (своим «учителем» Джеймс считал Ивана Сергеевича Тургенева). «Поворот винта» входит в серию рассказов о призраках, написанных Джеймсом в 1890-х гг. Незадолго до этого рассказа писатель создал роман «Что знала Мэйзи», а вскоре после него — «Неудобный возраст». В обоих романах поднимается тема соприкосновения детской невинности с развращенным миром. Тема детской души, влияния сил зла на нее присутствует и в «Повороте винта».

Девушка приезжает в загородную усадьбу, куда она принята на работу в качестве гувернантки. Опекун мальчика Майлза и девочки Флоры поставил странные условия: ни при каких обстоятельствах не беспокоить его и полностью принять ответственность за детей на себя. Во время прогулки с детьми гувернантка замечает странного человека, наблюдающего за ними с башни. Она описывает его экономке миссис Гроуз, и та по приметам узнает в нем… недавно умершего слугу Питера Куинта — он имел большое влияние на детей, как и его умершая возлюбленная, служившая в усадьбе гувернанткой детей. Вечером гувернантка и экономка застают обоих в спальне детей, но призраки сразу исчезают. Гувернантка понимает, что детей преследуют призраки и всеми силами пытается защитить своих подопечных, но дети всё больше попадают под власть призраков: Флора убегает на озеро, а когда гувернантка и миссис Гроуз находят ее, смотрит на них с ненавистью, Майлз, повинуясь приказу Куинта, крадет письмо гувернантки к опекуну. Чтобы спасти девочку, миссис Гроуз увозит ее в Лондон, где живет опекун. Оставшись наедине с Майлзом, гувернантка убеждает его довериться ей, но призрак намерен полностью утвердить свою власть над ним. Девушка уговаривает ребенка произнести вслух имя Питера Куинта. Мальчик долго сопротивляется, но наконец делает это — и сразу же умирает: призрак над ним больше не властен.

Опера «Поворот винта» отличается от всех предшествующих творений Бриттена в этом жанре. Впервые композитор отказался от объективно-реалистического начала, и это проявляется даже сильнее, чем в литературном источнике: если в повести Джеймса героиня выглядит душевнобольной, а призраки — порождением ее воспаленного сознания, то в опере они живут и действуют на сцене, публика слышит их голоса. Впрочем, дело не только в присутствии призраков: в опере нет сцен, создающие бытовой фон действия, роль фона играют оркестровые интерлюдии, передающие эмоциональную атмосферу действия, а зыбкий, «потусторонний» колорит произведения подчеркивается полным отсутствием низких голосов (единственный среди персонажей взрослый мужчина — Питер Куинт — представлен тенором).

Название «Поворот винта» — аллегория развития драмы с постепенным нарастанием напряжения. Опера состоит из двух актов, содержащих по восемь сцен, имеющих названия и перемежающихся оркестровыми интерлюдиями, причем каждая из интерлюдий представляет собой оркестровую вариацию на тему, представленную в прологе. Эта тема варьируется и в самих сценах, ее модификации приобретают значение лейтмотивов (тема тревоги, лейтмотив духов, лейтмотив гувернантки, зов Куинта). Решительный и грозный мотив, состоящий из восходящей кварты и нисходящей квинты, разделенных терцией, в секвенционном развитии охватывает все ступени хроматической гаммы — возникает образ зловещей, бездушной силы.

Лейтмотивы, порожденные основной темой, основаны на разных ее элементах. В основе лейтмотива гувернантки, возникающего при ее первом появлении у солирующей скрипки, лежит терцовая интонация. В лейтмотиве зла, связанном с голосом Куинта в сцене «Письмо», соединяются терцовый и квартовый ходы. Лейтмотив тревоги, близкий не столько основной теме, сколько теме гувернантки, преобладает в партии миссис Гроуз. В музыкальной речи детей господствуют квартовые интонации. В ансамблевых сценах лейтмотивы объединяются в сложные контрапунктические сочетания. Финальная сцена представляет собой пассакалью, в которой с особой наглядностью раскрывается родство лейтмотивов гувернантки и магической силы Куинта. «Поворот винта» — уникальное явление и в творчестве Бриттена, и в оперной литературе в целом: это монотематичная опера в самом строгом смысле, однако монотематичность не вступает в противоречие с созданием индивидуальных характеристик персонажей.

Опера «Поворот винта» была впервые представлена публике в сентябре 1954 г. на фестивале современной музыки в Венеции. В октябре того же года оперный театр «Сэдлерс-Уэллс» осуществил английскую премьеру в Лондоне. В СССР — в Ленинграде и Москве — «Поворот винта» впервые представила эта же труппа во время гастролей в 1964 г. Первую российскую постановку осуществил театр «Новая опера» в 2014 г.

реклама

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама