Piano Concerto No. 7 (F-dur), K. 242
1776 год оказался для Моцарта урожайным на концерты — фортепианные, скрипичные и наконец, для трёх фортепиано с оркестром. В последнем случае заказчицей выступила графиня Лодрон (урожденная д'Арко), чтобы исполнять его вместе со своими дочерьми Алоизией и Жозефой. Для трех дам Моцарт создал сочинение совершенно идиллическое и безмятежное — о том, как все разумно и гармонично в этой жизни (или, по крайней мере, в доме прекрасной графини).
Вскоре сам композитор обработал тройной концерт для двух фортепиано. Так возник Концерт для двух фортепиано с оркестром № 7, фа мажор (K. 242). Сделать обработку было несложно, поскольку уже в первоначальной версии диалог развертывается, главным образом, между двумя инструментами (вероятно, это связано с исполнительскими возможностями участниц ансамбля). Сполна использовав колористические возможности звучания нескольких фортепиано, для аккомпанемента Моцарта избрал минимальный состав оркестра: струнные, два гобоя и две валторны.
Двум или трем солистам трудно вместе импровизировать каденции, поэтому Моцарт в этом концерте выписал их сам. Если б не этот концерт, мы бы никогда не узнали, какого рода каденции импровизировал сам Моцарт в 20-летнем возрасте.
Анна Булычёва, mariinsky.ru