«Юро Яношик» (словац. Juro Jánošík) — опера Я. Циккера в 3 действиях (6 картинах), либретто Ш. Гозы.
Премьера: Братислава, Национальный театр, 10 ноября 1954 г., под управлением Т. Фрешо; 2-й редакции — там же, 7 мая 1956 г.
Действие происходит в начале XVIII в.; герой — молодой крестьянин, ненавидящий панов и присоединяющийся к разбойникам. Легенды о Яношике популярны в Словакии. Это не разбойник в обычном понимании. Он мстит за угнетенный народ, за отца, убитого бессердечным немцем-помещиком. Яношику близки и понятны мысли и чувства простых людей. Их он не обижает — его появление предвещает грозу панам. Музыка правдиво рисует картины словацкой народной жизни, образы крестьян и их притеснителей. Моральное превосходство Яношика над врагами ярче всего выступает в сцене суда. Герой попадает в руки панов. Он с презрением отвергает предложенную ему милость и в героическом, выразительном монологе-песне «Настанет день» предвещает грядущую победу народа. Эмоциональна картина казни, полная драматической силы и, несмотря на трагический финал, оптимистическая. Яношик умирает с песней, и песнь эту подхватывает народ, который продолжит подвиг своего сына.
Музыка проникнута национальным колоритом — в народных сценах, искрометных разбойничьих танцах, жанровых эпизодах, и напротив, чужеродность мира панов подчеркнута ритмами и мелодикой иноземных танцев. Композитор смело чередует эпизоды патетические и комические, строя их по принципу контраста. В 3-й к. (бал в замке Якуба Левенбурга на Теплице) паны и пани танцуют придворный танец, разученный под руководством итальянского учителя. Яношик извещает хозяина письмом о своем появлении. Общее смятение. Замок захвачен, ватага разбойников врывается в зал, отнимает у панов украденные ими у крестьян деньги и пускается в пляс. Надменные и горделивые пани вынуждены танцевать вместе с ними валахский народный танец.
На ту же тему написана опера К. Хабы, поставленная в 1934 г.
А. Гозенпуд