Variations on a Theme of Corelli, Op. 42
Примечательно, что при создании вариаций на темы других авторов Рахманинов всегда обращался к творчеству тех композиторов, которые прославились еще и как исполнители: виртуоз-пианист Фредерик Шопен, великий скрипач Никколо Паганини. Выдающимся скрипачом своей эпохи был и Арканджело Корелли, а посвящено Фрицу Крейслеру. Этот знаменитый скрипач – современник Рахманинова – создал собственную транскрипцию «Фолии» Корелли. На этой же теме основаны Вариации Рахманинова.
Тема, избранная композитором для вариационного цикла, не была сочинена самим Арканджело Корелли. Эта мелодия – трехдольная песня-танец португальского происхождения – являет собой одну из самых ранних известных тем в европейской музыке. Самая ранняя ее обработка принадлежит испанскому композитору эпохи Возрождения Хуану дель Энсине, впоследствии к ней обращались многие композиторы, включая Антонио Вивальди, Георга Фридриха Генделя, Джованни Баттиста Перголези, Луиджи Керубини. Иоганн Себастьян Бах использовал ее в «Крестьянской кантате», а Ференц Лист – в «Испанской рапсодии». Впрочем, по свидетельству дирижера и музыковеда Иосифа Самуиловича Яссера, Рахманинов утверждал, что на момент создания Вариаций ему не было известно о подробностях существования этой темы до Корелли.
Арканджело Корелли использовал «Фолию» в Двенадцатой сонате для скрипки, создав на ее основе цикл из двадцати трех вариаций. В интерпретации Рахманинова она выглядит символом не только и даже не столько творчества итальянского композитора-скрипача, сколько эпохи барокко в целом, ушедшего времени – не случайно в изложении темы исследователи усматривали «прекрасную безжизненность гербария». Это выражается и в строгой хоральной фактуре, и в скромности динамики, не выходящей за пределы mf. Мотив роковой неумолимости выражен не только в трактовке темы, но и в появлении в ряде вариаций интонаций другой «вечной» музыкальной темы – Dies irae. Начиная с Вариаций на тему Корелли, Рахманинов использовал ее не раз.
Примечательно, что в «Фолии» Корелли музыковеды усматривают некоторые черты сонатности. То же самое можно сказать и о Вариациях Рахманинова. В цикле, состоящем из двадцати вариаций, можно выделить три раздела, придающие произведению некоторое сходство с сонатным циклом. Четырнадцатая и пятнадцатая вариации своей светлой лиричностью контрастируют предыдущим тринадцати, их можно уподобить медленной части сонаты, которая становится в цикле средоточием лирики. Последующие пять вариаций подобны драматическому финалу. Именно здесь возникают элементы темы Dies irae, звучащие в «колокольных» интонациях.
В Вариациях на тему Корелли Рахманинов сочетает черты строгих вариаций и свободных. Практически все вариации сохраняют в своей структуре повторность, завершаются полной совершенной каденцией, оба предложения в них начинаются с тонической гармонии. Однако в ряде вариаций присутствует переменность размера. На границах некоторых из них – девятой и десятой, шестнадцатой и семнадцатой, девятнадцатой и двадцатой – возникают каденции.
Весьма важную роль в драматургии вариационного цикла играет использование различных регистров. Фактура темы сосредоточена в среднем регистре. В дальнейшем диапазон постепенно расширяется, регистры используются в разных сочетаниях – и, наконец, в заключительной вариации и коде задействуются все регистры.
Примечательно завершение Вариаций – здесь нет «эффектной точки», к которой приводят бурные пассажи, в финале произведения композитор возвращается к скромной фактуре, к хоральности, звучащей столь печально и обреченно. Такое завершение идеально соответствует общему трагическому тону Вариаций на тему Корелли.
Фортепианное творчество Рахманинова →