«Армида» (фр. Armide) — трагедия на музыке Ж. Б. Люлли в 5 действиях с прологом, либретто Ф. Кино по поэме Т. Тассо «Освобожденный Иерусалим».
Премьера: Париж, Королевская академия музыки, 15 февраля 1686 г., в России — в 1786 или 1787 г. в домашнем театре графа Н. Шереметева в Кускове, близ Москвы.
Поэма Тассо послужила темой для многих опер (см. «Армида» Глюка).
Пролог оперы Люлли прославляет ее героя, рыцаря Рено (Ринальдо).
Во владения прекрасной Армиды, царицы Дамаска, могущественной волшебницы, вторгся отряд крестоносцев; самый доблестный из них, Рено, равнодушен к красоте царицы. Волшебница решает убить его, но затем ее ненависть сменяется любовью. Она велит духам перенести Рено в свои волшебные сады. Рыцарь, побежденный чарами Армиды, забыл о славе и подвигах. Друзья стремятся освободить его из-под власти чародейки. В Рено пробуждается жажда подвигов, он оставляет волшебницу. Армида велит подвластным ей духам разрушить дворец с волшебными садами, хранящими память о ее любви к рыцарю, и гибнет под обломками.
Музыка оперы, в особенности партия главной героини, носит величаво-возвышенный, героический характер. Ярко выражены смены душевных состояний, борьба чувства и долга. «Армида» — высшее достижение Люлли в области музыкальной трагедии, приближающееся к трагедиям Расина и Корнеля.
Наиболее интересные постановки XX в.: Лондон (1906), Нью-Йорк (1910, под управлением А. Тосканини; Э. Карузо — Рено), Милан (1996, под управлением Р. Мути; А. К. Антоначчи — Армида).
А. Гозенпуд