«Сказание о Тариэле» (Амбави Тариэлиса) — опера Шалвы Мшевелидзе в 4 действиях (7 картинах), либретто А. Пагавы по поэме «Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели.
Премьера: Тбилиси, 26 февраля 1946 г., под управлением Ш. Азмайпарашвили; 2-й редакции — там же, 19 октября 1966 г.
«Витязь в тигровой шкуре» (XII в.) — величайшее создание грузинской поэзии и один из крупнейших памятников мировой литературы. Отдельные стихи, мысли Руставели вошли в сознание народа и перестали восприниматься как цитаты. Образы поэмы сегодня живы, как восемь веков назад, а благодаря труду ученых, переводчиков, художников, музыкантов они стали доступны миллионам людей всех наций. Создание оперы на основе этого великого литературного произведения — задача безмерно сложная. Структура поэмы, действие которой движется по нескольким направлениям, переплетаясь и расходясь, в которой события чередуются со вставными рассказами, посланиями разлученных героев, где смещена временная последовательность, не поддается переводу на язык действия; часто материалом для театральных инсценировок или кинофильмов служил какой-нибудь отдельный эпизод. Мшвелидзе и его либреттист пошли по другому пути: они стремились вместить в оперу судьбы основных героев, передать богатство и сложность построения поэмы Руставели. Задача эта в сценарном отношении (иначе не могло и быть) удалась далеко не в полной мере.
В поэме основные сюжетные линии — любовь витязя Тариэля к царевне Нестан, насильственно разлученной с ним, и любовь витязя Автандила к царевне Тинатин — взаимосвязаны, причем вторая линия как бы образует рамку событий, в центре же находится Тариэль, разлученный с Нестан, ставший скорбным витязем в тигровой шкуре. В опере, в силу необходимости превратить рассказ в действие, обе линии сюжета разомкнуты и лишь во 2-й к. III д. соприкасаются. Эпическая природа фабулы сохранена в либретто, что придает всему действию черты статики.
Полководец Тариэль любит царевну Нестан Дареджан и любим ею, но ее отец, царь Парсадан, предназначает Нестан в жены сыну шаха Хорезма. Тариэль не смеет противиться царской воле, но, когда возмущенная Нестан укоряет его в измене, он, повинуясь ее воле, убивает своего соперника. Гнев царя обрушивается на царевну. Ее воспитательница, сестра царя Давар, велит рабам увезти Нестан на корабле, а сама, страшась наказания, закалывается.
Второе действие развертывается в Аравии; царь Ростеван передает власть дочери, прекрасной Тинатин, в которую влюблен юный витязь Автандил. Царевна поручает ему во что бы то ни стало отыскать таинственного витязя в тигровой шкуре, встреченного ее отцом на охоте, но витязь неуловим. Тинатин обещает Автандилу в награду, если он отыщет витязя, свою любовь. Три года скитается Автандил в тщетной надежде найти незнакомца. Наконец его поиски приходят к концу. Асмат, верная служанка Нестан, сопровождающая Тариэля (витязь в тигровой шкуре — это он), помогает Автандилу встретиться с витязем. Встреча вызывает в обоих чувство доверия. Оба они меджнуны (безумные от любви) и становятся побратимами. Автандил тоскует по Тинатин, Тариэль — по Нестан, томящейся в Коджети, крепости коджей. Тариэль, Автандил и его приятель Прадон во главе вооруженных воинов штурмом захватывают крепость и освобождают Нестан. В эпилоге народ славит подвиги героев, соединившихся со своими возлюбленными.
Опера Мшвелидзе развертывает ряд величавых, эпического склада картин. Преобладает хоровое начало — действие заменяется повествованием.
А. Гозенпуд