Gaetano Pugnani
В начале XX века Фриц Крейслер издал серию классических пьес и среди них «Прелюд и Аллегро» Пуньяни. Впоследствии выяснилось, что это произведение, сразу ставшее исключительно популярным, написано вовсе не Пуньяни, а Крейслером, но имя итальянского скрипача, к тому времени основательно забытое, уже привлекло к себе внимание. Кто он? Когда жил, каково в действительности его наследие, что он представлял собой как исполнитель и композитор? К сожалению, на все эти вопросы исчерпывающего ответа дать невозможно, ибо история сохранила о Пуньяни слишком мало документальных материалов.
Современники и более поздние исследователи, оценивавшие итальянскую скрипичную культуру второй половины XVIII века, зачисляли Пуньяни в число самых выдающихся ее представителей.
В «Сообщении» Файоля, небольшой книжке о величайших скрипачах XVIII века, имя Пуньяни поставлено сразу же после Корелли, Тартини и Гавинье, что подтверждает, какое высокое место он занимал в музыкальном мире своей эпохи. По мнению Э. Бюкена, «благородный и величавый стиль Гаэтано Пуньяни» был последним звеном того стиля, основоположником которого являлся еще Арканджело Корелли.
Пуньяни был не только замечательным исполнителем, но и педагогом, воспитавшим плеяду превосходных скрипачей и в их числе Виотти. Он был плодовитым композитором. Оперы его шли в крупнейших театрах страны, а инструментальные сочинения издавались в Лондоне, Амстердаме, Париже.
Пуньяни жил в то время, когда музыкальная культура Италии, начинала угасать. Духовная атмосфера страны была уже не той, что некогда окружала Корелли, Локателли, Джеминиани, Тартини — непосредственных предшественников Пуньяни. Пульс бурной общественной жизни бился теперь не здесь, а в соседней Франции, куда не напрасно устремится лучший ученик Пуньяни — Виотти. Италия еще славна именами многих великих музыкантов, но, увы, весьма значительное число их вынуждено искать применения своим силам за пределами родины. Боккерини находит приют в Испании, Виотти и Керубини — во Франции, Сарти и Кавос — в России... Италия превращается в поставщика музыкантов для других стран.
Тому были серьезные причины. К середине XVIII века страна оказалась раздробленной на ряд княжеств; тяжкий австрийский гнет испытывали северные области. Остальные «независимые» итальянские государства, по существу, тоже зависели от Австрии. Экономика переживала глубокий упадок. Некогда оживленные торговые города-республики превращались в своеобразные «музеи» с застывшей, неподвижной жизнью. Феодальный и иноземный гнет приводил к крестьянским восстаниям и массовой эмиграции крестьян во Францию, Швейцарию, Австрию. Правда, иностранцы, приезжавшие в Италию, по-прежнему восхищались ее высокой культурой. И действительно, почти в каждом княжестве и даже городке жили замечательные музыканты. Но мало кто из иностранцев по-настоящему понимал, что это культура уже уходящая, консервирующая прошлые завоевания, но не прокладывающая пути в будущее. Сохранялись освященные вековыми традициями музыкальные учреждения — знаменитая Академия филармоников в Болонье, детские приюты-«консерватории» при храмах Венеции и Неаполя, славившиеся своими хорами и оркестрами; среди самых широких масс народа сохранилась любовь к музыке, и нередко даже в глухих деревнях можно было услышать игру превосходных музыкантов. Вместе с тем в обстановке придворной жизни музыка становилась все более и более утонченно эстетской, а в церквах — светски развлекательной. «Церковная музыка восемнадцатого века, если угодно,— светская музыка,— писала Вернон Ли,— святых и ангелов она заставляет петь, как оперных героинь и героев».
Музыкальная жизнь Италии текла размеренно, почти не меняясь с годами. Около пятидесяти лет прожил Тартини в Падуе, еженедельно играя в сборе св. Антония; свыше двадцати лет Пуньяни находился на службе короля Сардинии в Турине, выступая как скрипач в придворной капелле. По данным Файоля, Пуньяни родился в Турине в 1728 году, но Файоль явно ошибается. В большинстве других книг и энциклопедий указывается другая дата — 27 ноября 1731 года. Скрипичной игре Пуньяни обучался у знаменитого ученика Корелли — Джованни Баттисты Сомиса (1676—1763) считавшегося одним из лучших скрипичных педагогов Италии. Своему ученику Сомис передал многое из того, что в нем самом было воспитано его великим учителем. Вся Италия восхищалась красотой звука скрипки Сомиса, поражалась его «бесконечному» смычку, поющему как человеческий голос. Приверженность вокализированному скрипичному стилю, глубокому скрипичному «бельканто» унаследовал от него и Пуньяни. В 1752 году он занимает место первого скрипача в придворном оркестре Турина, а в 1753 направляется в музыкальную Мекку XVIII века — Париж, куда устремлялись в ту пору музыканты всех стран мира. В Париже действовал первый в Европе концертный зал — предтеча будущих филармонических зал XIX века — знаменитый Concert Spirituel (Духовный концерт). Выступление в Concert Spirituel считалось весьма почетным, и на его эстраде побывали все величайшие исполнители XVIII века. Юному виртуозу пришлось трудно, ибо в Париже он столкнулся с такими блестящими скрипачами, как П. Гавинье, И. Стамиц и с одним из лучших учеников Тартини — французом А. Паженом.
Хотя игра его была принята весьма благосклонно, однако Пуньяни не остался во французской столице. Некоторое время он колесил по Европе, затем обосновался в Лондоне, получив место концертмейстера оркестра Итальянской оперы. В Лондоне окончательно созревает его мастерство исполнителя н композитора. Здесь он сочиняет первую свою оперу «Нанетта и Любино», выступает как скрипач и испытывает себя в амплуа дирижера; отсюда, снедаемый тоской по родине, в 1770 году, воспользовавшись приглашением короля Сардинии, возвращается в Турин. Отныне и до самой смерти, по следовавшей 15 июля 1798 года, жизнь Пуньяни связана преимущественно с родным городом.
Обстановка, в которую попал Пуньяни, великолепно описана Бёрни, посетившим Турин в 1770 году, то есть вскоре после переселения туда скрипача. Бёрни пишет: «При дворе царит угрюмое однообразие ежедневно повторяемых торжественных парадов и молитв, что превращает Турин в скучнейшее местопребывание для иностранцев...» «Король, королевская семья и весь город, по-видимому, постоянно слушают мессу; в обычные дни их набожность молчаливо воплощается в Messa bassa (т. е. «Тихая месса» — утренняя церковная служба.— Л. Р.) во время симфонии. По праздникам синьор Пуньяни играет соло... Орган находится на галерее, расположенной напротив короля, и там же стоит главный из первых скрипачей». «Жалование их (т. е. Пуньяни и других музыкантов.— Л. Р.) за обслуживание королевской капеллы немногим превышает восемь гиней в год; но обязанности весьма легкие, так как они играют лишь соло, да и то лишь когда им вздумается».
В музыке, по словам Бёрни, король и его свита понимали немного, что сказывалось и в деятельности исполнителей: «Сегодня утром синьор Пуньяни играл концерт в королевской капелле, которая была по этому случаю набита битком... Мне личне ничего не нужно говорить об игре синьора Пуньяни; талант его так хорошо известен в Англии, что в этом нет никакой надобности. Я только должен заметить, что он, по-видимому, мало старается; но это не удивительно, ибо ни его Сардинское величество, ни кто-либо из многочисленной королевской семьи в настоящее время как будто не интересуется музыкой».
Мало занятый на королевской службе, Пуньяни развернул интенсивную педагогическую деятельность. «Пуньяни,— пишет Файоль,— основал целую школу скрипичной игры в Турине, подобно Корелли в Риме и Тартини в Падуе, из которой вышли первейшие скрипачи конца ХVIII века — Виотти, Бруни, Оливье и т. д.». «Примечательно,— замечает он далее,— что ученики Пуньяни были очень способными дирижерами оркестра», в чем, по мнению Файоля, они были обязаны дирижерскому таланту своего учителя.
Пуньяни считался первоклассным дирижером, и когда в Туринском театре шли его оперы, он всегда ими дирижировал. Прочувствованно пишет о дирижировании Пуньяни Рангони: «Он властвовал над оркестром, как генерал над солдатами. Его смычок был жезлом командира, которому каждый повиновался с величайшей точностью. Одним ударом смычка, данным вовремя, он то усиливал звучность оркестра, то за медлял, то оживлял его по своему желанию. Он указывал актерам малейшие нюансы и приводил всех к тому совершенному единству, которым одушевляется исполнение. Прозорливо подмечая в объекте главное, что каждый искусный аккомпаниатор должен себе представить, чтобы подчеркнуть и сделать заметным самое существенное в партиях, он схватывал столь мгновенно и столь живо гармонию, характер, движение и стиль композиции, что мог в тот же момент передать это ощущение душам певцов и каждому члену оркестра». Для XVIII века такое дирижерское мастерство и художественная интерпретаторская тонкость были поистине поразительными.
Что касается творческого наследия Пуньяни, то сведения о нем противоречивы. Файоль пишет, что оперы его шли во многих театрах Италии с большим успехом, а в «Музыкальном словаре» Римана читаем, что успех их был средним. Думается, что в данном случае нужно больше верить Файолю — почти что современнику скрипача.
В инструментальных сочинениях Пуньяни Файоль отмечает красоту и живость мелодий, указывая, что его трио настолько поражали грандиозностью стиля, что Виотти заимствовал из первого, Ми-бемоль мажорного один из мотивов для своего концерта.
Всего Пуньяни написал 7 опер и драматическую кантату; 9 скрипичных концертов; издал 14 сонат для одной скрипки, 6 струнных квартетов, 6 квинтетов для 2 скрипок, 2 флейт и баса, 2 тетради скрипичных дуэтов, 3 тетради трио для 2 скрипок и баса и 12 «симфоний» (на 8 голосов — для струнного квартета, 2 гобоев и 2 валторн).
В 1780—1781 годах Пуньяни вместе со своим учеником Виотти совершил концертное турне по Германии, закончившееся приездом в Россию. В Петербурге Пуньяни и Виотти были обласканы императорским двором. Виотти дал во дворце концерт, и Екатерина II, очарованная его игрой, «старалась всячески удержать виртуоза в Петербурге. Но Виотти недолго там оставался и отправился в Англию». Публичных концертов Виотти в русской столице не дал, продемонстрировав свое искусство только в салонах меценатов. Игру Пуньяни Петербург услышал в «спектаклях» французских комедиантов 11 и 14 марта 1781 года. О том, что в них будет играть «славный музыкант на скрипке г. Пуллиани», было объявлено в «С.-Петербургских ведомостях». В № 21 за 1781 год этой же газеты, в списке отъезжающих числятся Пуньяни и Виотти, музыканты со слугою Дефлером, «живут у Синего мосту в доме его сиятельства графа Ивана Григорьевича Чернышева». Путешествие в Германию и Россию было последним в жизни Пуньяни. Все остальные годы он провел безвыездно в Турине.
Файоль сообщает в очерке о Пуньяни некоторые любопытные факты из его биографии. В начале артистической карьеры, будучи уже приобретающим известность скрипачом, Пуньяни решил встретиться с Тартини. Для этой цели он на правился в Падую. Прославленный маэстро очень милостиво принял его. Ободренный приемом, Пуньяни обратился к Тартини с просьбой высказать свое мнение о его игре со всей откровенностью и начал сонату. Однако после нескольких тактов Тартини решительно остановил его.
— Вы играете слишком высоко!
Пуньяни начал снова.
— А теперь вы играете слишком низко!
Сконфуженный музыкант положил скрипку и смиренно попросил Тартини взять его в ученики.
Пуньяни был некрасив, однако это нисколько не отражалось на его характере. Он отличался веселым нравом, любил шутки, и о нем ходило множество анекдотов. Однажды его спросили, какую бы невесту он желал иметь, если бы решил жениться — красивую, но ветреную, или безобразную, но добродетельную. «Красавица вызывает боль в голове, а безобразная повреждает остроту зрения. Это, примерно,— если б я имел дочь и желал выдать ее замуж, то лучше бы избрал для нее человека вовсе без денег, нежели деньги без человека!»
Однажды Пуньяни находился в обществе, где Вольтер читал стихи. Музыкант слушал с живейшим интересом. Хозяйка дома, мадам Дени, обратилась к Пуньяни с просьбой исполнить что-нибудь собравшимся гостям. Маэстро охотно согласился. Однако, начав играть, он услышал, что Вольтер продолжает громко разговаривать. Прекратив исполнение и положив скрипку в футляр, Пуньяни сказал: «Мосье Вольтер пишет очень хорошие стихи, но что касается музыки, то в ней он не смыслит ни дьявола».
Пуньяни был обидчив. Один раз владелец фаянсовой фабрики в Турине, злившийся за что-то на Пуньяни, решил ему отомстить и приказал выгравировать его портрет на оборотной стороне одной из ваз. Оскорбленный артист вызвал фабриканта в полицию. Явившись туда, фабрикант внезапно вытащил из кармана носовой платок с изображением короля Пруссии Фредерика и спокойно высморкался. Затем он сказал: «Вряд ли м-сье Пуньяни имеет больше прав сердиться, чем сам король Пруссии».
Во время игры Пуньяни подчас приходил в состояние полного экстаза и совершенно переставал замечать окружающее. Однажды, исполняя концерт в многочисленном обществе, он так увлекся, что, забыв обо всем, продвинулся до середины зала и пришел в себя только тогда, когда каденция была закончена. В другой раз, сбившись с каденции, он обратился тихонько к артисту, находившемуся рядом с ним: «Друг мой, прочитай-ка молитву, чтобы я мог опомниться!).
Пуньяни обладал импозантной и полной достоинства осанкой. Ей полностью соответствовал и грандиозный стиль его игры. Не грацию и галантность, столь распространенные в ту эпоху среди многих итальянских скрипачей, вплоть до П. Нардини, а силу, могущество, грандиозность подчеркивает Файоль у Пуньяни. Но как раз этими качествами будет особенно поражать слушателей Виотти, ученик Пуньяни, игра которого оценивалась как высшее выражение классического стиля в скрипичном исполнительстве конца XVIII века. Следовательно, многое в стиле Виотти было подготовлено его учителем. Для современников Виотти был идеалом скрипичного искусства, а потому посмертная эпитафия, высказанная по поводу Пуньяни известным французским скрипачом Ж. Б. Картье, звучит как высшая похвала: «Он был учителем Виотти».
Л. Раабен