Vyacheslav Gordeyev
Быть депутатом для балетного артиста — карьера довольно экстравагантная. Тем более для звезды. Звезда — индивидуальность, индивидуальности созвучно слово «индивидуализм», а здесь необходима ответственность.
Для Вячеслава Гордеева, чья мера ответственности перед окружающими на протяжении всей жизни постепенно росла, все выглядит как раз закономерно. Сначала ответственность за себя самого, когда учился профессии в одной из лучших в мире балетных школ — Московском хореографическом училище, в классе одного из лучших в мире педагогов Петра Антоновича Пестова. Потом, когда в 1968 году пришел в Большой театр, застав в расцвете эпоху Юрия Григоровича. В «золотой век» русского мужского классического танца он стал одним из последних танцовщиков-легенд, вел спектакли наравне с Михаилом Лавровским, Владимиром Васильевым, Юрием Владимировым.
Принадлежа к более позднему поколению, Гордеев рядом с ними выглядел, пожалуй, чуть более интеллектуалом, но нисколько не терял при этом в эмоциональности танца, интеллектуализм рождался скорее из тонкого чувства формы, глубокого уважения перед ней. Безупречная школа, хорошая внешность, академичный интеллигентный стиль, изящество и элегантность, артистизм и глубокая работа над образом в каждой партии — Вячеслав Гордеев отвечал за каждую свою роль, и почти каждая делала его незабываемым, перед зрителями всегда представала яркая индивидуальность, не похожая ни на предшественников, ни на последователей.
Еще учеником на гастролях в Европе он блеснул перед публикой в па де де из балета «Пламя Парижа», поразив зрителей невероятной легкостью, и получил от прессы определение — «золотой мальчик». Благодаря актерской универсальности Гордеев перетанцевал в театре практически весь репертуар, свободно сочетая классику с современной хореографией: Базиль («Дон Кихот»), Зигфрид («Лебединое озеро»), Щелкунчик-принц и Щелкунчик-кукла («Щелкунчик»), Альберт («Жизель»), Юноша («Шопениана»), Дезире («Спящая красавица»), Ферхад («Легенда о любви»), Спартак («Спартак»), Икар («Икар»), Ромео («Ромео и Джульетта»), Сергей («Ангара»), Клавдио («Любовью за любовь»), Деревянный принц в одноименном балете, Кавалер («Эти чарующие звуки...»).
В 1973 году благодаря участию в Московском международном конкурсе артистов балета Вячеслав Гордеев получил золотую медаль и партнершу — замечательную балерину Надежду Павлову. С этого момента начал свое существование их знаменитый дуэт, что увеличило степень ответственности вдвое. На протяжении десятилетия этот дуэт оставался одним из самых любимых и популярных, создавая запоминавшиеся образы. Устойчивое словосочетание «Павлова — Гордеев» так же прочно укоренилось в сознании балетоманов, как «Максимова — Васильев» или «Фонтейн — Нуреев».
Но дуэт распался, зато появилось целое «балетное семейство» — ансамбль «Московский балет», который Вячеславу Гордееву предложили возглавить, когда он еще был премьером Большого театра. Новое поле для творчества — оно же новая, многократно возросшая, доза ответственности, но, видимо, недостаточная, потому что в короткое время Гордеев увеличил труппу и создал на основе ансамбля Театр «Русский балет», определив его целью пропаганду балетного искусства. Труппа быстро росла профессионально и приобрела известность — гастроли по всему миру, международные награды, репутация одного из лучших российских балетных коллективов, колоссальная и разнообразная афиша.
Гордеев сам танцевал, сам репетировал с артистами, сам давал классы, сам создавал репертуар. Но, главное, здесь оказались востребованы его задатки хореографа, потребность ставить, которая проявлялась и раньше, заставила его поступить на балетмейстерский факультет ГИТИСа. Его хореографические опыты простираются от многочисленных миниатюр самого разного характера, настроения, музыкального материала («Мелодия любви», «Слепая», «Паганини», «Мужчины и женщина», «В антракте», «А поутру они проснулись») до полнометражных балетов (оригинальные версии «Щелкунчика» и «Золушки», поставленный в Китае спектакль на национальные мотивы «Течет речка», «Последнее танго» на музыку А.Пьяццоллы в Большом театре, куда Гордеев на несколько лет возвращался в качестве художественного руководителя балета).
И вот недавно Вячеслав Гордеев предстал в новом качестве: теперь он — депутат Московской областной думы, то есть ответственность несет перед всей Московской областью. Что дальше? Не знаю, как с ответственностью, но с любовью у него точно будет все в порядке — благодарной, зрительской любовью за прикосновение к таланту.
Ольга Гончарова, 2008 год