Vsevolod Meyerhold
Выдающийся деятель русской культуры. Оказал большое влияние на развитие режиссуры и сценографии, работал также в области музыкального театра. Поставил в Мариинском театре в 10-е годы ряд спектаклей, среди них "Тристан и Изольда" (1909), "Борис Годунов" (1911, с участием Шаляпина), "Орфей и Эвридика" Глюка (1911, дирижер Направник, в заглавной партии Собинов, художник Головин, хореография М. Фокина), "Электра" (1913) и, наконец, "Каменный гость" Даргомыжского (1917).
В этих спектаклях режиссер попытался воплотить ряд своих художественных принципов, новизна которых для музыкального театра (в целом отстававшего от драматического) вызвала полемику среди театральных критиков. Однако, значение этих постановок, безусловно, велико.
Е. Цодоков
Советский актёр, режиссёр, театр. деятель. Нар. арт. РСФСР (1923). Чл. КПСС с 1918. Режиссёр-реформатор, М. вёл поиски новых средств сценич. выразительности, добивался острого, зрелищно яркого раскрытия образа.
В работах Студии на Поварской (1905) М. пытался гармонически сочетать пластику актёров с поэтич. ритмом символистской драмы и музыкой ("Смерть Тентажиля" Метерлинка, комп. И. А. Сац); впервые в истории рус. режиссуры строил пластич. партитуру в соответствии со звуковой и цвето-световой. Продолжал работать над ритмами пластики, скульптурностью групп в массовых сценах и живыми барельефами в пост. театра В. Ф. Комиссаржевской в Петербурге ("Сестра Беатриса" Метерлинка, 1906, и др.). Ставил пантомимы (под псевд. Доктор Дапертутто), варьировавшие темы итал. комедии дель арте: "Шарф Коломбины" (сцен. А. Шницлер, комп. Э. Дохнаньи, Петербург, 1910; 2-я ред. - "Привал комедиантов", там же, 1916); "Арлекин, ходатай свадеб" [сцен. В. Люсциниус (В. Н. Соловьёв), комп. В. А. Шпис фон Эшенбрук, Ю. Л. де Бур (по Й. Гайдну и Ф. Арайе), там же, 1911, Териоки, 1912]; "Влюблённые" (сцен. Доктор Дапертутто, на муз. двух прелюдов К. Дебюсси, Петербург, 1912, Териоки, 1912).
М. пользовался пантомимич. и танц. пластикой в драматич. спектаклях петерб. Александрийского театра. В "Дон Жуане" Мольера (1910, музыка Ж. Ф. Рамо) воспроизводилась атмосфера придворного театра кон. 17 в. М. добивался от актёров балетной грации движений, танцевального ритма, "напевности походки". В спектакле "Заложники жизни" (по пьесе Ф. К. Сологуба, 1912) М. ставил балетные номера и сцены для перевода реальных характеров, поступков и событий в обобщённо-символич. план. В работе над "Маскарадом" Лермонтова (1917) сотрудничал с А. К. Глазуновым, который написал музыку к сцене бала - мазурку, кадриль, полонез и др. танц. номера; в сцене маскарада М. ввёл пантомиму Нины с "голубым Пьеро". Приёмами арлекинады, буффонады, балаганной сатиры, шутовской издёвки и трагич. гротеска М. пользовался в спектаклях руководимого им. театра (Театр им. М.), развивавших традиции площадных представлений ("Мистерия-буфф" Маяковского, 1921; "Земля дыбом" Мартине и Третьякова, 1923; "Д. Е." Эренбурга и Келлермана, 1924, и др.); пост. здесь также пантомимич. сцены в трагедии "Кола ди Риенци" на муз. Вагнера (реж. В. М. Бебутов, 1921).
В 1910 М. выступил в партии Пьеро в балете "Карнавал", пост. балетм. М. М. Фокиным (Петербург, зал Павловой). Фокин ставил номера и сцены в муз. спектаклях М. в Мариинском театре (напр., в опере "Орфей и Эвридика" Глюка, 1911), а также в спектакле "Пизаиелло" (по пьесе Д'Аннунцио), созданном М. для актрисы и танцовщицы И. Л. Рубинштейн (1913, театр "Шатле", Париж). Творческие идеи М., а также его режиссёркая деятельность в драматич. театре оказали влияние на эстетику сатирич. и публицистич. спектакля в сов. балетном театре.
Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981