Hildegard Behrens
Немецкую певицу Хильдегард Беренс по праву называют обладательницей одного из прекраснейших сопрано ХХ столетия. В особенности же прославилась она исполнением сопрановых партий в операх своих выдающихся соотечественников – Рихарда Вагнера и Рихарда Штрауса.
Хильдегард Беренс появилась на свет в городе Фареле, расположенном в Нижней Саксонии. Родители ее были врачами, но медицинская профессия не мешала им увлекаться музыкой. Каждый из шестерых детей в семье, среди которых Хильдегард была самой младшей, осваивал какой-нибудь музыкальный инструмент. Хильдегард обучалась игре на скрипке.
Несмотря на очевидную музыкальную одаренность, к профессии певицы Беренс пришла не сразу. После окончания школы она поступила во Фрайбургский университет, где получила юридическую специальность. Однако работа в качестве адвоката не привлекала Беренс, и после завершения университетского курса она поступила в другое учебное заведение Фрайбурга – Музыкальную академию. Ей было в то время уже двадцать шесть лет, но относительно позднее начало не помешало развитию таланта.
Оперный дебют Беренс состоялся в 1971 году во Фрайбурге – она исполнила партию графини Розины в моцартовской «Свадьбе Фигаро». Успешное выступление открыло ей путь в Немецкую Рейнскую оперу. В этом театре в Дюссельдорфе Хильдегард имела большой успех в партии Агаты в «Вольном стрелке» Карла Вебера. Кроме того, она выступала во Франкфурте, где исполняла роль Фьордилиджи в опере Вольфганга Амадея Моцарта «Так поступают все», центральную женскую партию в «Русалке» Антонина Дворжака, а также первую в своей карьере партию в вагнеровской опере – это была роль Елизаветы в «Тангейзере».
Еще одной примечательной партией, которая впоследствии считалась одной из самых удачных в репертуаре исполнительницы, стала Леонора в «Фиделио» Людвига ван Бетховена, в этой роли Хильдегард Беренс впервые выступила в 1974 году в Цюрихе. В то же время продолжалась ее карьера в Дюссельдорфе. В сезоне 1975-1976 годов во время репетиций оперы Альбана Берга «Воццек» на певицу обратил внимание Герберт фон Караян. Он предложил певице принять участие в записи оперы Рихарда Штрауса «Саломея», которую он собирался осуществить. Участие в этой записи положило начало международной карьере Хильдегард Беренс.
Вскоре после «Саломеи», в 1976 году певица выступила в Лондоне, на сцене театра «Ковент-Гарден» в партии Леоноры. В том же году в Нью-Йорке, в «Метрополитен-опера», она пела Жоржетту в «Плаще» Джакомо Пуччини. Продолжалось ее сотрудничество с Караяном – в 1977 году Беренс вновь пела Саломею в спектакле под его управлением, на этот раз – на Зальцбургском фестивале. По прошествии двух лет певица исполнила на этом фестивале партию Ариадны в «Ариадне на Наксосе» Рихарда Штрауса, дирижировал Карл Бём.
В последующие годы в репертуаре певицы появились новые партии – например, в операх Леоша Яначека: Енуфа в «Ее падчерице», заглавная роль в «Кате Кабановой», Эмилия в «Средстве Макропулоса». Пела она и заглавную роль в «Катерине Измайловой» Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, а итальянский композитор Лучано Берио создавал центральную женскую партию в своей опере «Хроника местности». Она пела в Вене, Хьюстоне, Дрездене, Баден-Бадене и других городах.
Одним из партнеров певицы был Лучано Паваротти. С этим великим тенором она пела в «Метрополитен-опера» в первой американской постановке оперы Моцарта «Идоменей». С Паваротти связан курьезный случай в ее карьере. Как известно, этот великий певец страдал лишним весом, что приходилось учитывать при изготовлении реквизита. Так, в одной из постановок «Тоски» пришлось изготовить специальный стул, на который Паваротти в образе истерзанного пытками Каварадосси в изнеможении опускался в кабинете Скарпиа. Предполагалось, что Беренс, исполнявшая заглавную роль, подойдет к нему и нежно обнимет, но певица настолько вжилась в образ, что бросилась на шею партнеру со всей страстью – в результате чего даже специально укрепленный стул не выдержал… Впрочем, такого рода курьезы были редкостью, и не они поддерживали интерес публики к искусству Хильдегард Беренс – хотя этот случай со всей наглядностью демонстрирует, каким эмоциональным было ее исполнение оперных партий, насколько глубоко артистка проникала в сущность образа каждой героини, воплощаемой ею на сцене.
Но высшим достижением в исполнительском творчестве Хильдегард Беренс стали партии в операх Вагнера: Изольда, Брунгильда, Эльза, Сента, Кундри. Она с успехом выступала на Байрёйтском фестивале – этом средоточии вагнеровской оперы. По жестокой иронии судьбы, именно при исполнении партии Брунгильды певица серьезно повредила ногу, что заставило ее на некоторое время прекратить сценическую деятельность.
Хильдегард Беренс ушла из жизни в 2009 году. Певица скоропостижно скончалась в Токио, куда прибыла для проведения мастер-классов.