У каждого народа – своя оперная классика. Мы расскажем об одном из самых значительных произведений болгарской оперной литературы – об опере Любомира Пипкова «Девять братьев Яны».
Идея создания оперы возникла у Любомира Пипкова в 1928 г. Двадцатичетырехлетний композитор в то время еще обучался в Парижской консерватории, но уже был автором Первого струнного квартета, нескольких песен, насыщенных революционными настроениями, и других произведений. Проводя каникулы в Софии, он познакомился с рассказом Николы Веселинова, основанном на народной балладе «Песня о Георгии Грознике», известной в окрестностях Самокова. Этот рассказ привлек композитора возможностью создать многоплановое либретто, повествующее об одной из главных трагедий в истории болгарского народа – начале османского ига.
Написать либретто Пипкову пообещал сам Никола Веселинов – перед тем, как композитор возвратился в Париж, но не имел возможности сразу приняться за его создание, и некоторое время Пипков занимался этим сам. Но позднее Веселинов выполнил свое обещание, и либретто стало результатом совместного труда писателя и композитора.
Действие происходит недалеко от Самокова, в XIV веке. Девушка Яна вместе с матерью ожидает возвращения девяти своих братьев – рудокопов. Старый рудокоп дядя Димитр, проходящий мимо по дороге, рассказывает, как один из них – Ангел – спас от гибели старшего брата Георгия. Наконец, приходят братья. Ангел приносит в подарок сестре иглу, но Георгий, завидуя Ангелу, которого сестра любит больше, отбрасывает иглу и дарит Яне браслет. Девушка в ужасе отвергает подарок, заметив на нем кровь. Мать просит дать ответ пастуху Нено, который хочет жениться на Яне, но Георгий резко заявляет, что его сестра достанется либо князю, либо никому. Он пригласил из Самокова резчиков по дереву, чтобы украсить ее комнату. Внезапно во двор врывается толпа народа – Георгия обвиняют в том, что он отрезал руку девушке, чтобы сорвать с нее браслет. Матери удается защитить сына.
Три мастера украшают комнату Яны резьбой. Это занятие увлекает Ангела, и старый мастер, разглядев в нем талант, приглашает юношу отправиться с ними, но мать уговаривает сына остаться с нею.
Проходит время, Ангел становится искусным мастером-резчиком, о котором повсюду разносится молва. В работе ему помогает Яна. Вернувшись из шахты, братья с удивлением смотрят на прекрасный иконостас, сотворенный руками Ангела. Георгий, мучительно завидуя брату, смотрит на свои руки – грубые, похожие на лапы. Он испытывает желание отрезать брату руки. Ночью братья сбегаются к комнате Ангела, услышав крик, и с ужасом понимают, что произошло.
В лесу угольщики разводят огонь. К костру подходит цыганка и рассказывает о чуме, свирепствующей в Боснии. Когда она засыпает, угольщики задумываются – может, это и есть сама чума? Привязав цыганку к дереву, они убегают. Связанную цыганку находит Георгий, он тоже думает, что она – чума, и освобождает ее, желая, чтобы она погубила его братьев.
Праздничным утром народ толпится на площади, здесь же нищие, среди них – Ангел. Царь и царица в сопровождении знати выходят из собора. Ангел рассказывает свою печальную историю, народ требует смертной казни для Георгия. Уставший и измученный Ангел умирает.
Люди бегут в Загор, спасаясь и от чумы, и от турок. Среди них – Яна и ее братья. Братья отправляются к источнику за водой и не возвращаются. Приходит цыганка и рассказывает Яне, что они умерли, испив воды из источника. Говорит она и о встрече с Георгием, пожелавшим смерти родным братьям.
Прошло девять лет, мать все еще ждет возвращения сыновей. Георгий уговаривает Яну отправиться в Валахию, где у него есть большое богатство. Яна расспрашивает его о цыганке и убеждается, что он виноват в смерти братьев. Она натягивает лук, целясь в негодяя. Вдали виднеется горящий лес, подожженный турками.
Любомир Пипков трудился над оперой «Девять братьев Яны» несколько лет – за это время он успел завершить учебу, начать работать в Софийской народной опере, создать несколько других крупных произведений, включая Фортепианное трио, Сонату для скрипки и фортепиано, поэму для хора с оркестром «Свадьба». В начале 1937 г. опера была завершена. Премьера новой оперы болгарского композитора в то время была не таким уж частым явлением, тем не менее, руководство единственного тогда оперного театра страны медлило с постановкой. Наконец, в конце октября 1937 г. премьера состоялась, дирижировал Асен Найденов.
Произведение вызвало разноречивые суждения. Одни критики отзывались о ней восторженно, другие – сдержанно, но все отмечали, что ее музыкальная ткань пронизана интонациями болгарских народных песен, и эта связь особенно явственно проступает в хоровых сценах, которые единодушно признавались самыми удачными моментами.
Опера «Девять братьев Яны» и ныне входит в репертуар Софийского театра оперы и балета.