Scotch Symphony
Одноактный балет в 3 частях на музыку Ф. Мендельсона.
Балетмейстер Дж. Баланчин, художник по декорациям X. Армистед, художники по костюмам Б. Каринска и Д. Фолкс, художник по свету Д. Розенталь.
Премьера состоялась 11 ноября 1952 года в исполнении труппы «Нью-Йорк Сити бэллей».
Баланчин рассказывал: «Когда "New York City Ballet" появился на Эдинбургском фестивале в августе 1952 года, я имел возможность в первый раз присутствовать на большом военном параде шотландских полков. Я получил большое удовольствие от этого спектакля и был столь же рад посмотреть всю Шотландию. Это навело меня на мысль поставить шотландский балет. Ведь в Шотландии происходит действие первого великого романтического балета „Сильфида", и мой новый балет мог бы напомнить зрителям об этом факте, а также показать танцы в шотландском стиле. У Мендельсона, к счастью, была своя „Шотландская симфония". Эта музыка, как мне показалось, абсолютно соответствовала моему замыслу. Вернувшись в Нью-Йорк, мы решили поставить балет почти на всю музыку симфонии, опустив только первую часть партитуры, ибо она не подходит для танца».
Первую часть балета открывает кордебалет, все исполнители одеты в подлинные шотландские костюмы. Далее следует па-де-труа для солистки и двух солистов и вариации солистки.
Вторая часть — адажио для балерины и первого танцовщика. Адажио, не опираясь на какой-либо сюжет, передает общее настроение и атмосферу романтического балета, чей дух навсегда запечатлен в балете «Сильфида».
В третьей части в свои права снова вступает кордебалет. Его танцы прерываются па-де-де балерины и первого танцовщика и их вариациями.
Финал объединяет всех танцовщиков.
* * *
Балет был поставлен Джорджем Баланчиным на музыку третьей, так называемой «Шотландской», симфонии, опус 56 (1830-1842) немецкого композитора Якоба Людвига Феликса Мендельсона-Бартольди (1809-1847). Симфония была навеяна путешествием композитора по Шотландии в 1829 году и посещением замка Марии Стюарт, но закончена значительно позже. Наряду с «Итальянской симфонией» Мендельсона она стала одной из первенцев романтической симфонии.
Балеты, в которых рождается танцевальная параллель классическому музыкальному произведению, занимают ведущее место в творчестве Баланчина. В них нет сюжета — только танец, передающий ритмический, мелодический рисунок, танец, где становится зримой внутренняя структура симфонического произведения, но, главное, раскрывается духовная суть музыки. От традиционной Шотландии в балете — красные камзолы, килты и перекинутые через плечо клетчатые пледы. Солистами на премьере спектакля были ведущие солисты труппы: Марджори Толчиф, Андре Эглевский, Патриша Уайлд.
Американская пресса по-разному отнеслась к балету Баланчина. Одни считали его «приятно загадочным, на многое намекающим и ничего не объясняющим». «Баланчин словно дразнил нас позами, комбинациями и жестами, которые, кажется, несут смысл, но на самом деле не обозначают ровно ничего, — писала Филлис Манчестер. — Если вы принимаете такие правила игры, то наслаждайтесь красотой адажио, которое занимает почти всю вторую часть — оно очаровательно и поэтично по замыслу».
Но были и более интересные отклики. «В этом балете притягивает ощущение тайны, — писал Клайв Барнс. — Кто этот юный аристократ, что бродит в романтических сумерках, кто эта сильфида, которую, похоже, охраняет целая гвардия шотландских стрелков и которая чудесным образом соблазняет юношу? Ответы здесь не играют роли. Важно другое — атмосфера романов сэра Вальтера Скотта, волшебные духи, пролетающие над этой зачарованной лощиной».
Свой анализ балета дал сразу же после премьеры старейший балетный критик Джон Мартин: «Балет Баланчина — это драматическая абстракция. Она напоминает балеты Коралли или Мазилье, или Перро с той лишь разницей, что из них изъяли либретто, сюжетную линию, но сохранили внутренний драматизм и массу психологических нюансов. Баланчин затронул шотландскую тему, но в рамках классического балета XIX века. Сколько переливов настроений в адажио второй части — печаль, тревога, любовное томление и даже дуновение чего-то сверхъестественного. Это адажио, вне сомнений, лучший эпизод балета — и по изобретательности, и по хореографии».
Многие критики также отмечали связь «Шотландской симфонии» с традициями балета XIX века. Как пример приводился хореографический прием, имитирующий полет сильфиды. Если в старинном театре это достигалось с помощью технических средств, то у Баланчина двое юношей подбрасывали балерину высоко вверх, и она, прочертив в воздухе незримую линию, опускалась на руки партнера, создавая в итоге впечатление полета.
«Шотландская симфония» стала первым балетом Баланчина, поставленным в России официально и на законных основаниях. Президент Фонда Баланчина госпожа Барбара Хорман объявила, что Кировскому театру предоставляется право постановки балетов Баланчина, мотивируя это решение Фонда тем, что сам Баланчин высоко ценил эту труппу, мечтал работать с ней. Премьера в Государственном академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова состоялась 21 февраля 1989 года. Над постановкой работали: ассистент балетмейстера Сьюзен Фаррелл — в прошлом превосходная балерина труппы «Нью-Йорк Сити бэллей», художник по костюмам Галина Соловьева, дирижер Джемал Далгат. Перед балетом при закрытом занавесе исполнялась первая часть симфонии Мендельсона.
Оценивая спектакль, известный дирижер Юрий Гамалей писал: «Балет выглядел прелестно, включая танцы, напоминающие народные, но все на основе классики. Красивые декорации и костюмы с шотландскими деталями. Весь балет был так поставлен, что музыка исполнялась как в концерте, никаких условностей для балета! Исполняли симфонию два состава солистов (ведущая пара и еще солистка): Терехова, Евтеева, Л. Лежнина (новая молодая солистка), Чистякова, Курков, Нефф. Все тонко передали прелесть хореографии Баланчина. Очень хорошо дирижировал симфонией Далгат». Увы, старый мастер был не вполне точен: собственно премьеру «Шотландской симфонии» танцевала молодежь — Елена Панкова, Юрий Жуков и Лариса Лежнина. Балет «Шотландская симфония» в исполнении труппы Мариинского театра вошел в телефильм «Возвращение мастера» («Лентелефильм», режиссер Евгения Попова).
А. Деген, И. Ступников