Шуберт. Месса No. 2

Messe No. 2 (G-dur), D. 167

Композитор
Год создания
1815
Жанр
Страна
Австрия
Франц Шуберт / Franz Schubert

Состав исполнителей: сопрано, тенор, бас, хор, струнный оркестр, орган.

История создания

Первый австрийский романтик, создатель новых жанров — романтической песни и фортепианной миниатюры, — Шуберт не чурался и старых духовных жанров, причем не только в юные годы. На протяжении всей жизни он писал мессы. Едва покинув венский конвикт, 17-летний Шуберт создал Первую мессу, прозвучавшую под его управлением в октябре 1814 года в связи с 100-летием церкви в Лихтентале — пригороде Вены, где он родился. Сольную партию сопрано пела Тереза Гроб — первая и единственная любовь композитора, которую на протяжении 3 лет он надеялся назвать своей женой. Именно с этим счастливым чувством связывают исследователи бурный расцвет творчества Шуберта в 1815—1816 годах. Особенно плодовитым оказался 1815-й, принесший более 200 сочинений, среди них 2 мессы. Вторая месса была создана всего за 5 дней, 2—7 марта и, предположительно, вскоре исполнена в той же церкви в Лихтентале, что и Первая.

Музыка

Вторая месса типична для трактовки композитором-романтиком старого духовного жанра. Место величественных торжественных образов заняли лирические, камерные, на смену крупным сложным полифоническим формам пришли миниатюрные трехчастные или строфические. Только один краткий эпизод — Osanna, завершающий 4-ю часть и повторенный в конце 5-й, использует традиционные полифонические приемы развития. Даже оркестр здесь лишь струнный с добавлением органа. Все пронизано столь характерной для шубертовских произведений песенностью.

Общий светлый лирический характер определяется уже в 1-й части, Kyrie eleison (Господи помилуй): музыка хора напоминает колыбельную, взволнованная мольба солирующего сопрано — романс. Самые характерные черты стиля Шуберта сосредоточены в 5-й части, Benedictus (Благословен): сопрано, затем тенор и бас поют простодушную плавную мелодию, а в оркестре развертываются вариации на нее. Финал, Agnus Dei (Агнец Божий) — типично шубертовская лирическая миниатюра: диалог солистов (сопрано, бас) и хора, обменивающихся элегическими, полными грусти и более умиротворенными фразами.

А. Кенигсберг

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама