String Quartet (g-moll), Op. 27
Первый опыт Эдварда Грига в области струнного квартета относится к студенческим годам. В последний год учебы в консерватории в Лейпциге он обучался композиции у Карла Рейнике, и первым заданием было написание струнного квартета. Молодой композитор тщательно изучил струнные квартеты Людвига ван Бетховена и написал трехчастный Квартет ре-минор. Впоследствии Григ оценивал это юношеское сочинение как «посредственную работу в стиле Шумана, Мендельсона и Гаде». Тем не менее, произведение предполагалось исполнить на студенческом концерте, однако Фердинанд Давид – известный скрипач, преподававший в консерватории – посоветовал отменить исполнение. Григ его совету последовал и отдал партитуру своего квартета одному из сокурсников в обмен на партитуру фортепианного Концерта Роберта Шумана, дальнейшая судьба рукописи неизвестна (возможно, она находится в каком-либо частном собрании).
Прошло немало лет, прежде чем композитор вновь обратился к жанру струнного квартета. В 1877 г. Эдвард Григ поселился на берегу Хардангер-фьорда в Бёрве, а позднее – в другом селении, в Луфтхюсе, желая в полной мере постичь жизненный уклад норвежского крестьянства и народное искусство. В Луфтхюсе композитор жил более года, и именно тогда – летом 1878 г. – началась работа над Струнным квартетом соль минор. Впервые композитор упоминает об этом произведении в одном из писем в августе 1877 г., отмечая, что работа над ним «в самом разгаре». Завершив Квартет в феврале 1878 г., Григ отправил партитуру Роберту Хекману, исполнявшему партию первой скрипки в одном из лучших струнных квартетов Германии. Не со всеми рекомендациями Хекмана Григ согласился, но некоторые изменения в партитуру были внесены, и в благодарность композитор посвятил Квартет соль минор Хекману.
В своем Струнном квартете соль минор Эдвард Григ следует традиционным формам, но при этом создает новый квартетный стиль, близкий к оркестровому. Квартет интерпретируется композитором не как сочетание относительно самостоятельных инструментов, а как нечто целостное, обладающее богатыми колористическими возможностями.
Драматическая сущность соль-минорного квартета сосредоточена главным образом в первой части – Un poco andante – Allegro molto. Тема вступления – в суровом натуральном миноре, с характерной для норвежского музыкального фольклора терцовой интонацией – становится лейттемой произведения, придающей произведению особую цельность. Она интонационно родственна балладе «Музыканты», написанной Григом на стихи Генрика Ибсена и раскрывающей тему трагического одиночества художника. В трепетной главной партии сопоставляются параллельные тональности. Светлая, лирическая побочная партия основана на интонациях лейттемы, особую мягкость придает ей инструментовка – тему излагают скрипка и альт в высоком регистре. В динамичной разработке развитие темы вступления и главной партии приводит не к мощной кульминации, а к угасанию. В конце раздела у альта скорбно звучит тема вступления. В репризе она соединяется с главной партией, проводимой в увеличении. Возникает лейттема и в коде.
В последующих частях ярко выражено жанровое начало, о чем свидетельствуют даже их заголовки. Тема второй части – Romanze: Andantino – Allegro agitate – по-весеннему свежа и грациозна, но беспокойные интонации вступления и главной партии первой части возникают в среднем разделе. Новое преломление получают интонации лейттемы в скерцозной третьей части – Intermezzo – стремительном скерцо, воспринимающемся как картина народной жизни. В среднем разделе появляется ритм халлинга. Лейттема подвергается полифоническому развитию во вступлении к финалу – Finale: Lento – Presto al saltarello. Скорбному вступлению контрастируют танцевальные ритмы главной и побочной партий.
Первое исполнение Квартета соль минор состоялось в Кёльне в октябре 1878 г., а в ноябре произведение прозвучало в Лейпциге. Критики встретили его отнюдь не благосклонно: «В Лейпциге пресса облаяла мой квартет, – вспоминал Эдвард Григ много лет спустя. – Я вложил в него все лучшее, все сокровеннейшее, а в ответ встретил лишь насмешку. Я был так огорчен, что хотел сжечь произведение. Но время принесло мне исцеление». Одним из первых, кто оценил творение Грига по достоинству, был Ференц Лист: «Я уже давно не встречал нового произведения, особенно в жанре струнного квартета, которое бы меня заинтересовало так, как своеобразное и замечательное произведение Грига», – говорил он после исполнения Квартета соль-минор в Висбадене в 1879 г.
Камерно-инструментальные ансамбли, к работе над которыми Григ приступал впоследствии, остались незавершенными: из фортепианного трио, начатого вскоре после завершения квартета, была написана только медленная часть – Andante. Не был написан си-бемоль-мажорный фортепианный квинтет, эскизы к которому появились в 1886 г. В 1891 г. Григ написал первую и вторую части Квартета фа мажор, композитор вернулся к этому произведению незадолго до смерти, но завершить его не успел. Друг Грига – голландский композитор Юлиус Рёнтген – издал две завершенные части произведения в 1908 г. Третья и четвертая части фа-мажорного квартета, завершенные Рёнтгеном по эскизам Грига, были найдены в архиве голландского композитора после его смерти. Первое исполнение полной версии квартета в этой редакции состоялось в 1991 г.
Камерно-инструментальное творчество Грига →