Симфония № 1 ми-бемоль минор — сочинение русского советского композитора Родиона Щедрина (1958).
Многие музыкальные жанры в ХХ столетии претерпели серьезные изменения – менялось не только смысловое наполнение их, форма зачастую тоже приобретала новые очертания. Не стала исключением и симфония. Один из композиторов, в чьем творчестве этот жанр, переживший века, предстал в обновленном виде – Родион Константинович Щедрин. Композитор создал свой особый симфонический стиль, характерные черты которого со всей ясностью обозначились уже в Первой симфонии Щедрина.
Симфония № 1 ми-бемоль минор была написана в 1958 г. Произведению этому присуща необычная структура, отличающаяся от традиционного симфонического цикла, и дело не только в том, что симфония не четырехчастна, а трехчастна. Композитор отказался от того, что с самого начала существования жанра является его неотъемлемой частью – от сонатного allegro, рондо же стало первой частью (в то время как обычно форма с чертами рондо использовалась в финале), а завершает симфонию тема с вариациями (как правило, такую форму композиторы избирали для вторых – медленных частей). В качестве второй части введена токката, что вообще не вполне типично для симфонии. Подобная структура наводит на мысль скорее о симфонической сюите, чем о симфонии, тем не менее, присмотревшись к произведению, можно с уверенностью сказать, что это именно симфония.
Характерные особенности этого жанра проявляются уже в первой части – в безусловном доминировании музыкального материала рефрена, развитие которого приобретает характер сквозного развертывания, пронизывающего всю часть. Экспрессивное, призывно звучащее вступление открывает первую часть, контрастируя последующему материалу – впрочем, контраст заключается и в нем самом: во вступлении сочетаются размеренные «удары», «восклицание» и мотив медных духовых в аккордовом изложении. Тема рефрена вырастает из выразительной нисходящей фразы, начинающейся с шестой ступени минорного лада. Воспроизводясь во множестве вариантов, она обрастает полифоническими наслоениями. В ряде вариантов нисходящее движение в ней сменяется восходящим – так устанавливается связь рефрена со вступлением, выражающаяся в диалектическом единстве контрастности и сходства. Основная музыкальная мысль возникает и в первом эпизоде – первоначально она присутствует в качестве фона для новой темы, но постепенно выступает на первый план.
Следующее проведение рефрена становится новым витком развития темы. Мощная волна нарастания приводит к кульминации, в которой связь этой темы со вступлением выступает особенно явственно: появляются «удары» всего оркестра, аккорды медных духовых, однако второй элемент (экспрессивный возглас) не возвращается. Во втором эпизоде идиллическое звучание трех солирующих кларнетов создает умиротворенное настроение, пасторальный образ. Контрастом ему звучит новый этап развития темы рефрена, в ходе которого возникает самый выразительный и яркий элемент вступления – призывный клич – как некий итог, к которому устремлялось всё развитие. Завершают первую часть постепенно затухающие мотивы темы рефрена.
Часть вторая – Скерцо-токката – тоже основывается на развитии темы-«тезиса», заключающей в себе основную музыкальную мысль. По своему характеру тема эта напоминает образцы обрядового календарного фольклора – в ней есть нечто от «заклинания». Основная тема сохраняет свою ведущую роль на протяжении всей второй части, несмотря на многочисленные преобразования и введения музыкального материала, контрастирующего ей – этот материал лишь оттеняет основную тему, но не ставит под сомнение ее безусловное господство. Единство симфонического цикла подчеркивается введением во вторую часть музыкального материала из первой, а именно – «пасторальной» темы второго эпизода. Если в первой части эту тему проводили три кларнета, то здесь композитор поручает ее трем солирующим флейтам, благодаря чему мелодия становится еще более нежной и хрупкой.
Финал симфонии по форме представляет собою тему с вариациями. В основе темы лежит народная песня «Ягодиночка далеко за лесами темными», записанная в Кубино-Озёрском районе Вологодской области, подчеркнутая диатоничность придает ей строгость. В первых вариациях сохраняется структура темы, композитор развивает ее по принципу темброво-фактурных вариаций, но далее следует более свободное варьирование. Музыкальный материал первой части возникает и здесь – в лаконичной «затухающей» коде проводятся отдельные мотивы из темы рефрена.
Первая симфония Родиона Щедрина являет собой образец органичного сочетания новаторства и следования традициям. Связь с традициями русского симфонизма (в том числе эпического), проявляется в использовании народной темы, а также в создании собственной мелодии, перекликающейся с фольклорными интонациями (во второй части), но именно необычное строение симфонии характеризует композитора как новатора.