«Сон на Волге» — опера А. Аренского в 4 действиях (7 картинах), либретто композитора по драме А. Островского «Воевода» («Сон на Волге»).
Премьера: Москва, Большой театр, 21 декабря 1890 г., под управлением автора.
Замысел произведения был подсказан автору П. Чайковским, которому принадлежит написанная на тот же сюжет опера Воевода. Аренский закончил свою оперу в 1888 г., три года спустя она увидела сцену.
Пьеса Островского существует в двух авторских редакциях, значительно отличающихся в идейном отношении. Во 2-й социально-критические мотивы ослаблены и заменены этически-религиозными. В основе оперы Аренского — 1-я редакция; либретто воспроизводит последовательность действия и стихи Островского, сделаны только необходимые сокращения (в частности, исключены пролог и сцена встречи беглых с пустынником). Большим событием в художественной жизни России явилась постановка «Воеводы» Островского на сцене Малого театра в 1886 г., несомненно стимулировавшая работу композитора над оперой. Хотя события драмы относятся к XVII в., его тема — всевластье воеводы, угнетающего народ, нарастание протеста и гнева — не могла не звучать остро современно и в 80-90-х гг. XIX в. Правда, Аренский несколько смягчил социально-критическое звучание текста.
Воевода Нечай Шалыгин, насильник и грабитель, вызывает лютую ненависть народа. У посадского Дубровина он отнял жену, других разорил, бросил в тюрьму. Сластолюбивый воевода захватывает невесту дворянина Степана Бастрюкова. С помощью Дубровина Бастрюков пытается освободить девушку, но Шалыгину удается задержать беглецов. Расправа близка, однако царский гонец сообщает, что беззакония воеводы стали известны в Москве и он лишен власти.
Музыка Аренского продолжает традиции русской оперы, ближе всего она к «Чародейке» Чайковского, хотя уступает ей в силе и выразительности. Мелодика оперы ясна, задушевна, интересны жанровые и бытовые эпизоды, однако в целом музыке не хватает драматизма. Сильнее всего оказались сцены домового и в особенности сна воеводы, а также колыбельная старой крестьянки над зыбкой ребенка, ярко выражающая страдания обездоленных людей. Автор использовал подлинные народные песни и чутко следовал их интонационному строю в сочиненных им собственных темах. Свежесть мелодики, мастерство оркестровки, умелое использование приемов, выработанных русскими композиторами,- все это определило достоинства оперы. Произведение понравилось Чайковскому. Он писал брату 11 января 1891 г.: «Вчера ездил в Москву слушать „Сон на Волге“ Аренского. Прекрасная опера! Иные сцены так хороши, что я настоящим образом был потрясен до слез. Особенно сцена сна удивительна. Я написал сейчас Всеволожскому (директору императорских театров. — А. Г.) горячую рекомендацию этой оперы для Петербурга».
Рекомендация не помогла. Сценическая судьба «Сна на Волге» сложилась неблагоприятно. После Москвы опера была поставлена в Петербурге, на сцене Народного дома (1903), но успеха не имела и больше не ставилась. Только на концертной эстраде изредка звучат арии из нее — в частности, песня Марьи Власьевны «Соловушко».
А. Гозенпуд
Действующие лица:
• Нечай Шалыгин, воевода, баритон
• Влас Дюжой, богатый посадский, баритон
• Настасья, жена его, меццо-сопрано
• Марья, Прасковья — их дочери, сопрано
• Степан Бастрюкоз, тенор
• Резвый, слуга его, бас
• Роман Дубровин, беглый посадский, бас
• Олена, его жена, меццо-сопрано
• Недвига, нянька, меццо-сопрано
• Мизгирь, колдун, баритон
• Пустынник, бас
• Домовой, бас
• Старуха, меццо-сопрано
• Неустройко, слуга Воеводы, бас
• Ближний боярин, бас
• Челобитчик, тенор
• Новый Воевода, бас
• Шут, тенор
• Народ, стрельцы, слуги
Первое действие
Первая картина. Сад на берегу Волги. Марья Власьевна, младшая дочь богатого посадского, тоскует в отцовском тереме по воле, по простору лугов, по любви. Девушку полюбил молодой боярин Степан Бастрюков, и он любим ею. Однако Степан не может жениться на Марье — к ее старшей сестре, Прасковье, посватался заклятый враг Бастрюкова, старый Воевода, который не пожелает иметь его свояком. В довершение всех бед Воевода увидел красавицу Марью и воспылал к ней страстью. Теперь он сам задумал жениться на ней и отказался от брака с Прасковьей. Родители девушек боятся всемогущего Воеводы,— они согласны на все. Не дожидаясь свадьбы, Воевода приказывает перевезти Марью Власьевну в свой дом. Молодой Бастрюков отважно решает вступить в борьбу с Воеводой.
Вторая картина. В доме Бастрюкова. Разлученный с любимой, Степан подавлен глубокой печалью и тоской. Слуга советует ему обратиться за помощью к беглому посадскому Роману Дубровину, который «куда на выдумки горазд». Романа постигла такая же беда — Воевода выкрал его жену. Нужно добиться, чтобы Воевода уехал, хотя бы на два дня,— на охоту или на богомолье,— советует Дубровин. А для этого надо подкупить колдуна-гадателя Мизгиря. Его слово — закон для суеверного Воеводы.
Второе действие
Первая картина. Светлица в доме Воеводы. Мизгирь наколдовал, что Воевода сможет приворожить красавицу только своей отлучкой из дому: пусть отправится на два дня в монастырь, в лесную пустынь. Перед уходом старик отдает слугам строгий приказ — зорко охранять терем и никого не выпускать из ворот.
Вторая картина. Лесное ущелье. Вдали, на берегу реки, виден монастырь. Подъезжает на лодке Дубровин с несколькими гребцами и прячется за дерево. Вскоре показывается Воевода, приближающийся вместе со свитой к монастырю.
— Теперь на лодку, в город, и за дело!— восклицает Дубровин из засады.
Третье действие
Терем в доме Воеводы. Сенные девушки развлекают Марью Власьевну песнями и плясками. Марья Власьевна поет грустную песню о соловушке. Неожиданно Олена, жена Дубровина, тайком передает Марье Власьевне, что Бастрюков будет ждать ее завтра вечером в саду. Сторожей пусть она не боится — их опоят вином.
Четвертое действие
Первая картина. Деревенская изба. Заунывной, печальной колыбельной убаюкивает старуха ребенка. В избе неспокойным сном спит Воевода — тяжелые видения мучают его. Ему снится, что в Москве, в кремлевском дворце, челобитчик подает жалобу на его беззаконные, злые дела, что Большой боярин снимает его с воеводства и посылает вместо него нового воеводу. В ужасе проснувшись, он задумывается — не обманул ли его Мизгирь своей ворожбой? Не пробрался ли кто в терем к Марье?
Опять засыпает старик, и новое сновидение возникает перед ним. По Волге к терему подплывает Бастрюков с гребцами и увозит в своей лодке Марью Власьевну, Воеводу же сбрасывает в реку.
— Коней живей, коней!— приказывает Воевода, проснувшись.— Домой скорей, чтоб к ночи дома быть!
Вторая картина. Сад перед теремом Воеводы. Темная ночь. Марья Власьевна, Бастрюков, Олена и Дубровин приготовились к побегу. Неожиданно у ворот их настигает вернувшийся домой Воевода. Разгневанный, он уводит Марью Власьевну. В этот момент во двор въезжает новый Воевода, присланный из Москвы. Кончилась власть притеснителя народа — старый Воевода смещен со своего поста. Ничто теперь не помешает счастью Марьи Власьевны и Бастрюкова, Олены и Дубровина.