Große Messe (c-moll), K. 427
Состав исполнителей: сопрано, меццо-сопрано, тенор, бас, хор, оркестр.
История создания
В 1781 году, когда архиепископ Зальцбургский приехал в Вену с большой свитой, в состав которой входил и Моцарт, положение композитора стало совершенно невыносимым. Им помыкали как слугой, и он решился на беспрецедентный в то время шаг: потребовал отставки и остался в Вене, рассчитывая только на заказы и концерты. В следующем году он женился на Констанце Вебер. Оба эти поступка вызвали негодование отца, не представлявшего жизни музыканта вне службы, дающей постоянный доход, и к тому же неприязненно относившегося к семье Веберов. Чтобы примириться с отцом, Моцарт приехал в Зальцбург с женой и только что родившимся первенцем. Там он задумал впервые исполнить мессу, написанную в 1783 году, по разным источникам, либо в честь рождения ребенка, либо по случаю выздоровления Констанцы.
Месса (об этом жанре см. мессу h-moll Баха) к этому времени не была закончена композитором: он успел написать лишь Kyrie, Gloria, Sanctus и частично Credo. Недостающие части были заимствованы из ранних месс, созданных Моцартом еще в Зальцбурге. В заключительной части, Agnus Dei, повторена музыка Credo. В таком виде премьера Большой мессы состоялась 25 августа 1783 года в зальцбургском соборе Святого Петра. Закончена месса так и не была. Больше к ней композитор никогда не возвращался.
Следующее исполнение Большой мессы c-moll Моцарта состоялось лишь в 1901 году в Дрездене, под управлением дирижера Алоиза Щмитта, который закончил ее, учитывая наброски Моцарта, и в таком виде подготовил к изданию.
Музыка
Большая месса отличается удивительной гармоничностью, красотой и трогательностью. Ее 18 номеров отразили влияние Баха и Генделя, чьи произведения Моцарт углубленно изучал в те годы, но проникновенная кантилена отдельных эпизодов заставляет вспомнить о пленительной мелодике итальянской оперы — жанра, которым Моцарт владел в совершенстве. Переплавленные его творческим гением, оба эти начала органично сочетаются, рождая неповторимый моцартовский стиль. Необычна в мессе и трактовка сольных голосов: на всем протяжении произведения звучат только сопрано, меццо-сопрано и тенор. Бас появляется лишь однажды, в составе квартета (Benedictus).
Уже в №1, хоровом обращении к Господу (Kyrie eleison), поражает соединение строгого полифонического начала с нежной мелодичностью. Наполненное радостными юбиляциями славление (№2, Gloria), также в звучании 4-голосного хора, сменяется светлой арией альта (№3), написанной в оперном стиле. Торжественно величав 5-голосный хор благодарения (№4, Gratias), вслед за которым дуэт двух женских голосов (№5, Domine) разворачивается легко и непринужденно. Первая кульминация мессы — грандиозная оркестрово-хоровая пассакалья, воспевающая Несущего грехи мира (№6, Qui tollis). Далее выделяются словно проникнутая солнечным светом фуга в №8, Jesu Christe cum sancto spiritu (Иисус Христос и Дух святой), широко развернутый торжественный начальный хор Символа веры (Credo, №9), и его продолжение (№10, Et incarnatus — И воплотившегося...) в неожиданном ритме сицилианы с солирующим сопрано в сопровождении флейты, гобоя и фагота. В величественном Sanctus (№16, Свят) центральное место занимает колоссальная двойная фуга славления (Osanna), после которой квартет солистов в мелодиях удивительной красоты возглашает благословение (№17, Benedictus).
Л. Михеева
Взаимоотношения Вольфганга Амадея Моцарта с духовной музыкой можно назвать парадоксальными. Создавать мессы он начал в десятилетнем возрасте, за время службы у архиепископа Колоредо создал четырнадцать произведений в этом жанре. Нельзя сказать, что композитор их особенно ценил – он даже иронизировал над собственными мессами, утверждая, что создан не для них, а для опер, и что наиболее удачные фрагменты перенесет потом в оперы, но наиболее значительное творение такого рода он создавал уже после того, как оставил тяготившую его службу в Зальцбурге и остался в Вене.
С созданием Большой мессы до минор связана история романтическая и таинственная. Известны по крайней мере три версии обстоятельств, подтолкнувших композитора к ее созданию, но все они так или иначе связаны с его супругой Констанцей Вебер. По одной из версий, Констанца (возлюбленная композитора, не успевшая еще стать его женой) очень серьезно заболела, и Вольфганг дал обет создать благодарственную мессу, если она выздоровеет. Согласно другой версии, обет Моцарта был связан с обстоятельствами, мешавшими счастью влюбленных – ведь против их брака были все: и отец Моцарта, и родители Констанцы, и преодоление таких серьезных препятствий действительно кажется подходящим поводом, чтобы вознести хвалу всемогущему Богу, и Моцарт дал обет создать и исполнить мессу, когда привезет Констанцу в Зальцбург в качестве супруги (в пользу этой версии говорит состав оркестра, задействованного в произведении – композитор использует только те инструменты, которые могли бы быть предоставлены в его распоряжение в родном городе – в частности, кларнеты он в партитуру не вводит). Наконец, написание благодарственной мессы могло быть связано и с иным радостным событием в жизни четы Моцартов – с появлением первого ребенка (существует даже легенда, что композитор написал первую ноту мессы, услышав первый крик своего новорожденного сына).
Моцарт задумывает произведение поистине грандиозное, которое вряд ли можно было бы исполнить во время католического богослужения. На облик мессы немалое влияние оказало знакомство композитора с музыкой Иоганна Себастьяна Баха. Суровость, присущая стилю Баха – и нашедшая отражение в мессе Моцарта – так мало была созвучна духу Вены… Возможно, именно этот «диссонанс» и стал причиной того, что работа над произведением – поначалу стремительная, как это обычно бывало у Моцарта – замедлилась под воздействием «мук творчества», а затем и вовсе была прервана.
Впрочем, причина могла быть и иной. В стиле мессы отразились не только традиции Иоганна Себастьяна Баха и Георга Фридриха Генделя – в многочисленных колоратурах и пассажах, в страстных кантиленных «высказываниях» солистов нетрудно заметить совсем иные истоки, связанные с современной итальянской оперой. Но именно против такой литургической музыки было направлено постановление Иосифа II, подписанное императором в 1783 г., когда Моцарт работал над мессой. Император считал, что духу христианского благочестия и смирения в наибольшей степени соответствует музыка предельно простая, а потому он запретил сольные арии и оркестровое сопровождение в мессах. В таких условиях у произведения Моцарта не было никаких шансов (правда, после смерти Иосифа II постановление было отменено – но композитора к тому времени уже не было в живых).
Так или иначе, Моцарт написал Kyrie, Gloria, Sanctus и частично Credo. Обет свой композитор исполнил – в августе 1783 г. месса прозвучала в Зальцбурге, в церкви св. Петра, и одну из партий исполнила Констанца. Как выглядело это премьерное исполнение, точно не установлено – возможно, недостающая часть музыки была восполнена фрагментами из других моцартовских месс. Впрочем, они могли быть прочитаны священником или вообще опущены (если день не являлся праздничным, это было допустимо).
Хоровая партитура мессы весьма богата – пять, а в некоторых местах восемь голосов. Весьма оригинально использует композитор голоса солистов – бас появляется лишь в ансамбле. Несмотря на разнородность истоков (Бах и Гендель с одной стороны, итальянская опера – с другой), Большая месса до минор представляется произведением удивительно гармоничным. Даже в хоровых номерах (в частности, в первом – Kyrie eleison) кантиленные выразительные мелодии органично сочетаются с полифонией. Средоточием «итальянской» кантилены, заставляющей вспомнить об опере, становятся сольные номера – ария альта (третий номер), соло сопрано в «Laudamus», изысканный дуэт двух сопрано «Domine», терцет тенора и двух сопрано «Quoniam». Полифоническую структуру имеют наиболее величественные фрагменты мессы – хоровая пассакалья «Qui tollis», фуга «Jesu Christe cum sancto spiritu», двойная фуга «Osanna», занимающая центральное положение в «Sanctus».
Первое исполнение мессы, состоявшееся в Зальцбурге, долго оставалось единственным. Лишь в 1901 г. дирижер Алоиз Шмитт восстановил по наброскам Моцарта «Agnus Dei», и в таком виде месса под его управлением прозвучала в Дрездене.