Gypsy Songs, Op. 55
История создания
На одном из концертов в Вене в ноябре 1879 года произошло знакомство Дворжака с известным столичным тенором, солистом Придворной оперы Густавом Вальтером, уроженцем Чехии. Он славился трактовкой не только оперных партий, но и камерной музыки. 38-летний Дворжак тогда только добился широкого признания: известный берлинский нотоиздатель Фриц Зимрок заказал композитору «Славянские танцы», и их I тетрадь быстро разлетелась по всей Европе. Когда Зимрок в начале 1879 года выпустил очередной сборник песен Дворжака, Вальтер поспешил с ними познакомиться, и они ему весьма понравились.
На концерте, где певец оказался свидетелем большого успеха 3-й Славянской рапсодии Дворжака, Вальтер сделал композитору лестное предложение — написать для него новые песни. Дворжак выбрал 7 стихотворений современного чешского поэта Адольфа Гейдука (1835—1923) и в феврале 1880 года закончил «Цыганские мелодии». Вальтер стал их первым исполнителем, выступив 4 января следующего года в Вене. «Цыганские мелодии» быстро завоевали европейское признание, сам композитор во время гастролей в Англии в марте 1884 года аккомпанировал английскому певцу, спевшему несколько песен в гигантском Альберт-холле в Лондоне.
Музыка
«Цыганские мелодии» воспевают свободолюбивых и гордых людей загадочного племени, бродящего по землям Австро-Венгерской империи со своими странными песнями и плясками в сопровождении цимбал — любимого инструмента цыган. В пестрой череде сменяют одна другую зарисовки природы, песни и пляски, не образуя единой линии развития. Фортепианное сопровождение подражает то звону треугольника, то переборам цимбал, то пассажам скрипки. Певучие вокальные темы в народном духе заключены в простые строфические формы, расцвеченные мастерским варьированием фактуры и гармонии.
№4, «Помню, мать, бывало, песню напевала», — самый популярный из всех, известный в различных переложениях, — пленяет одной из лучших дворжаковских мелодий с характерной синкопой и оригинальным «мерцанием» мажора и минора. Заключительный №7, «В небе ясный сокол», — настоящий гимн цыганской вольности, с удалой мелодией горделивого, даже героического склада; начинаясь в унисон с фортепиано, она заканчивается великолепной кульминацией с эффектной высокой нотой.
А. Кенигсберг
Вокальное творчество Дворжака →