Габриель Форе. Фортепианный квинтет No. 2

Piano Quintet (c-moll), Op. 115

Композитор
Год создания
1921
Дата премьеры
21.05.1921
Жанр
Страна
Франция
Джон Сарджент. Портрет Габриеля Форе (1889)

Послевоенные годы для Габриеля Форе были омрачены и воспоминаниями о недавних грозных событиях, и ухудшением здоровья. Однако физическое ослабление не привело к снижению творческой активности. Отказавшись от должности директора Парижской консерватории, композитор мог уделять сочинению музыки больше внимания, чем прежде, и даже выражал сожаление, что не оставил этот пост раньше. К числу произведений того времени относится Фортепианный квинтет № 2 до минор. Габриель Форе начал работать над ним летом 1919 г. в Аннеси-ле-Вьё, а в 1921 г. сочинение было завершено. Оно принадлежит к числу лучших образцов позднего периода творчества композитора. Автор посвятил его Полю Дюка. Это сочинение вызывало восхищение многих композиторов-современников – Жана Роже-Дюкаса, Луи Обера, Франсиса Пуленка, а бельгийский исследователь Гарри Гальбрейх причислил его наряду со Второй скрипичной сонатой, Первым фортепианным квинтетом и Струнным квартетом к «самым высоким воплощениям человеческой мысли, которые определили цивилизацию».

Образный строй Второго фортепианного квинтета очень метко охарактеризовал Эмиль Вюйермоз, посвятивший этому произведению восторженную статью. По мнению музыкального критика, произведение объединяет в себе два противоположных начала: с одной стороны, это юность со всей ее пылкостью, свежестью, нежностью и «идеализированной страстью», с другой – безмятежность, «мудрые дары». Но эти начала не противопоставляются, не противоречат друг другу, а пребывают в «прекрасном равновесии чувственной неги и спокойного разума». По мнению Вюйермоза, во Втором квинтете Габриелю Форе удалось «свернуть шею красноречию», создав произведение, исполненное патетики, но для ее выражения не нужно «ни больших слов, ни громких голосов». Критик отмечает лаконичность, скромность, тонкость и выразительность Квинтета.

С Эмилем Вюйермозом нельзя не согласиться. Манера изложения, свойственная Второму фортепианному квинтету, кажется простой и скромной, но под этой кажущейся простотой скрывается целый мир музыкальных образов. Произведение словно объединило в себе сущности предшествующих камерно-инструментальных сочинений Габриеля Форе: динамичность и страстность фортепианных квартетов, благородную сдержанность Первого фортепианного квинтета. К этому сочинению можно в полной мере отнести слова французского композитора Дариуса Мийо о творениях Форе, написанных после оперы «Пенелопа»: «Форе открыл нам новое искусство. Он сохранил нетронутыми те же образы юности, нежности, но они стали более чистыми, более строгими: это искусство уравновешенности и одновременно удивительной подвижности (порывистости)».

С предыдущим Квинтетом это произведение роднит не только образный строй, но и опора на принципы монотематизма, которые Форе трактует весьма своеобразно: интонационно-тематические связи между частями цикла отличаются такой гибкостью, что о циклической теме в чистом виде здесь говорить нельзя – как метко заметил композитор Жан Роже-Дюкас, «просто дается воспоминание о теме».

Энергичная фраза, открывающая первую часть – Allegro moderato – родственна мелодическому строю оперы «Пенелопа», последующая фраза контрастирует ей мягкостью своих очертаний, и все же тема носит мужественный характер, подчеркнутый тембром альта. Побочная партия тоже интонационно перекликается с «Пенелопой», а именно – с музыкальной характеристикой Улисса. Симметричное мотивное строение сочетается в ней с гармонической неустойчивостью. За лаконичной разработкой следует расширенная реприза, где обе темы излагаются сначала в миноре, а затем – в одноименном мажоре. Мотивы главной и побочной партий объединяются в коде.

Во второй части – Allegro vivo – композитор обращается к скерцозности, которая уже несколько лет не появлялась в его произведениях. Но если во Втором фортепианном квартете скерцо было мрачным, то здесь оно исполнено радости жизни, выражаемой в причудливом переплетении ритмов и мотивов.

Третья часть – Andante moderato – исполнена грустных размышлений. Первой теме – в стиле lamento – отвечает вторая, просветленная, имеющая хоральный склад.

Начало четвертой части – Allegro molto – родственно первой, но отличается большей динамичностью. Музыкальное движение постепенно приобретает скерцозный характер, что роднит финал со второй частью. Ликующий заключительный до-мажорный аккорд напоминает о последних тактах гимна Зевсу, завершающего оперу «Пенелопа».

Фортепианный квинтет № 2 Габриеля Форе впервые прозвучал в мае 1921 г. на одном из концертов Национального общества в исполнении скрипачей Андре Турре и Виктора Жентиля, альтиста Мориса Вьё, виолончелиста Жерара Эккинга и пианиста Робера Лорта. Премьера оказалась поистине триумфальной: по воспоминаниям сына Форе, слушатели аплодировали стоя, выражая одобрение восторженными криками. Критика отнеслась к произведению не менее благосклонно, чем публика.

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама