Concertino for two pianos (a-moll), Op. 94
Образный строй музыки Дмитрия Дмитриевича Шостаковича так же разнообразен, как то время, в которое он жил и творил. Во многих произведениях отражены трагические противоречия эпохи – но ведь «лик времени» не исчерпывается этими мрачными образами! Двадцатый век принес и многое другое – горячий энтузиазм, ощущение всесилия человека. Подобные настроения неизменно ассоциируются с понятием юности… И вот в 1953 г. композитор создает произведение, адресованное юношеству – Концертино для двух фортепиано ля минор.
Произведение осталось в то время почти не замеченным, «затерявшись в тени» грандиозного симфонического полотна, завершенного незадолго до создания Концертино и привлекшего всеобщее внимание – Десятой симфонии, но вряд ли мы ошибемся, предположив, что это фортепианное сочинение было особенно дорого самому композитору – ведь Дмитрий Дмитриевич создавал его для своего сына Максима, которому было в то время пятнадцать лет, и он уже несколько лет осваивал искусство фортепианной игры.
Ориентация на юных исполнителей определила некоторые особенности сочинения. Концертино невелико по объему – продолжительность его звучания не превышает восьми минут, оно не лишено виртуозных приемов, но в целом не особенно сложно для исполнения. Композитор избегает чрезмерной «нарядности» фактуры (ведь юных пианистов не стоит приучать к подчеркнутой «внешней эффектности», легко покоряющей публику, но лишенной глубины). Заботясь о максимальной доходчивости и доступности, композитор избегает чрезмерной сложности ладогармонического языка, стремится к простоте изложения и ясности конструкций, но не опускается до примитивности – ведь начинающие музыканты должны воспитываться на высокохудожественных произведениях. В соотношении двух инструментальных партий ведущая роль отводится первому фортепиано, и все же функция второго инструмента не сводится к простому аккомпанированию (на таком произведении прекрасно оттачиваются навыки ансамблевой игры).
Образное содержание его словно соткано из противоречий, свойственных юности – горячая, напористая порывистость сочетается в Концертино со сдержанностью и скромностью, некоторая наивность – с серьезностью, мощная сила – с утонченным изяществом. Вся эта богатейшая гамма чувств и образов воплощена в форме одночастного произведения, сочетающего черты сонатной формы и рондо-сонаты. При всем многообразии эмоциональных оттенков произведение выдержано в едином тоне – его пронизывает жизнерадостность и целеустремленность.
Открывается Концертино весьма обширным вступлением, идущим в медленном темпе. Оно играет важную роль в драматургии произведения – впоследствии его музыкальный материал будет появляться в кульминационных моментах. Его величественная углубленность перекликается с Lento соль-минорного фортепианного квинтета. Вступление слагается из двух элементов. Один из них – суровый, излагаемый в октаву – заставляет вспомнить об эпической мощи творений Александра Порфирьевича Бородина, другой элемент пронизан интонациями элегической песенности.
По-юношески напористая и энергичная главная партия основана на интонациях русской городской песни. Побочная партия не контрастирует главной, а дополняет ее – задорное веселье звучит в ее упругом маршеобразном ритме (подобные жизнерадостные мотивы звучат во многих песнях Исаака Осиповича Дунаевского). На сопоставлении этих двух тем – в равной степени увлекательных в своей энергичности и эмоциональной непосредственности – строится раздел разработки. Приемы разработочного развития как такового композитор использует здесь в небольшом количестве, что опять же связано с целевой аудиторией произведения (неопытным исполнителям было бы нелегко сразу разобраться в сложных переплетениях мотивной разработки).
Отсутствие контраста между главной и побочной партиями уравновешивается контрастом между ними обеими и вступлением. Эта величественная тема в медленном темпе появляется в кульминации, которая приходится на завершение разработки (это самый драматический момент Концертино, оттеняющий его общее светлое и жизнерадостное настроение). В репризе возвращаются главная и побочная партии – и вновь их изложение прерывается темой вступления. Завершается Концертино светлой, радостной кодой.
Концертино для двух фортепиано впервые прозвучало в Малом зале Московской консерватории в 1954 г., его первыми интерпретаторами стали Максим Шостакович и Алла Малолеткова. Публика благосклонно приняла произведение, в скором времени оно вошло в дуэтные программы различных отечественных пианистов, а фортепианный дуэт сестер Туркиных осуществил его первую запись. Таким образом, Шостакович, запланировав произведение для юных исполнителей, смог создать музыку, которая интересна и взрослым музыкантам.
Фортепианное творчество Шостаковича →