Опера Яромира Вейнбергера «Шванда-волынщик»

Дата премьеры
27.04.1927
Жанр
Страна
Чехия

«Шванда-волынщик» / «Волынщик Шванда» (чеш. Švanda dudák) — народная опера Яромира Вейнбергера в 2 действиях (5 картинах), либретто М. Кареша по пьесе Й. К. Тыла «Волынщик из Стракониц».

Премьера: Прага, 27 апреля 1927 г.

Сюжет опирается на чешскую легенду о волынщике Шванде из Стракониц и историю разбойника, рыцаря Бобинского. Бобинский прячется среди ветвей липы, растущей перед домом Шванды и его жены Доротки. После ухода стражи, разыскивающей его, Бобинский представляется Шванде и соблазняет его перспективой путешествия и знакомства с миром. Он рассказывает волынщику о королеве с ледяным сердцем, ожидающей человека, который бы сумел его отогреть. Шванда принимает предложение, берет с собой волынку, а Бобинский оставляет несколько объяснительных строк Доротке.

Вернувшаяся Доротка решает отправиться на поиски мужа. Шванда появляется при дворе королевы и так живо исполняет польку, что пажи и дамы пускаются в пляс. Королева в восторге и предлагает Шванде разделить с ней трон. Волынщик готов жениться на королеве и в знак согласия целует ее, но появившаяся Доротка уличает его в неверности. Королева осуждает Доротку на смерть, но Шванда защищает жену. Он тоже осужден.

Перед городскими воротами сооружается эшафот. Герольд оповещает о приближении казни. Палач поднимает топор, но грозное орудие смерти превращается в метлу. Появившийся Бобинский протягивает Шванде волынку. Раздаются звуки польки, и королева, судья, палач, придворные пускаются в пляс. Бобинский отпирает городские ворота и, когда танцоры уходят, запирает их. Шванда клянется жене, что не целовал королеву, а если это не так, пусть он провалится в ад. Удар грома — и Шванда исчезает: Сатана поймал его на слове!

Дьявол в аду от скуки раскладывает пасьянс, жалуясь, что не может найти партнера, так как всегда выигрывает. Чтобы обмануть Шванду, он вызывает образ Доротки, и волынщик соглашается подписать договор не читая. Теперь он во власти нечистой силы. Черти разжигают огонь, приготовляют вилы для пыток. В аду появляется Бобинский, и Дьявол приглашает его сыграть в карты. Разбойник выигрывает подряд три партии и душу Шванды. Дьявол обобран до нитки. Но у Бобинского широкая натура — он возвращает Дьяволу его добро, кроме Шванды и волынки. На прощание Шванда играет для Дьявола польку. Бобинский пытается убедить волынщика, что он пробыл в аду двадцать лет и что Доротка состарилась. Однако Шванда не верит. Он радостно встречает жену. Бобинский огорчен, но он привык, что ему не везет в любви.

Музыка пронизана мелодиями и ритмами чешских песен и танцев — польки, одземка, фурианта. Для характеристики придворных и королевы использованы ритмы танго. Через всю оперу проходит песня Доротки о родине, родном доме. Лирика сочетается с гротескными образами (сцены в аду). «Шванда» с большим успехом ставился на многих сценах Европы.

А. Гозенпуд

реклама

Публикации

Самобытность превыше всего (operanews.ru) 27.11.2011 в 13:58

Главы из книг

рекомендуем

смотрите также

Реклама