«Сарацин» — опера Цезаря Кюи в 4 действиях, либретто композитора по драме А. Дюма-отца «Карл VII среди своих вассалов».
Премьеры первых постановок: Петербург, Мариинский театр, 2 ноября 1899 г., под управлением Э. Направника (И. Ершов — Карл VII); Товарищество русской частной оперы, 13 ноября 1902 г., под управлением М. Ипполитова-Иванова.
Основной конфликт построен на том, что граф Савуази, повинуясь воле короля, хочет развестись со своей женой Беранжерой, так как она бездетна. В графиню влюблен пленный сарацин Якуб. Чтобы завоевать любовь Беранжеры, он убивает графа, но обманывается в своих надеждах: Беранжера, приняв яд, падает мертвой на труп мужа.
Сюжет, образы, характеры романтической мелодрамы Дюма были далеки от проблематики русского искусства. Партитура не принадлежит к завоеваниям отечественной музыки. Лучшее, что есть в ней,— мягкая лирика романсного типа. Критик Ю. Энгель назвал «Сарацина» «романсом в четырех действиях». «Этот огромный романс,— писал он,— распадается по актам и сценам на множество меньших, более или менее законченных, то певучих (большей частью), то речитативных, то для одного голоса, то для нескольких». Длительного успеха «Сарацин» не имел и в репертуаре не удержался.
А. Гозенпуд