El sombrero de tres picos
Одноактный балет.
Композитор М. де Фалья, сценарист (по П. де Аларкону) Г. М. Сьерра, балетмейстер Л. Мясин, художник П. Пикассо, дирижер Э. Ансерме.
Премьера состоялась 22 июля 1919 года в театре «Альгамбра» в Лондоне и осуществлена труппой «Русский балет Сергея Дягилева».
Мельник ведет разговор с птицей, порхающей в клетке. Он учит ее смотреть на солнечные часы, устроенные на стене дома, и узнавать время. Пока Мельник немногого добился: часы показывают два, а птица хлопает крыльями три раза. Мельник настойчиво продолжает урок, злится, но и это не приносит пользы. Вместо двух раз птица хлопает крыльями четырежды. Жена Мельника со смехом наблюдает за занятием мужа и лакомится свисающим с беседки виноградом. Сорвав гроздь, она угощает птицу. Та послушно хлопает крыльями дважды: два часа. Гордая успехом, Мельничиха начинает танцевать, к ней присоединяется муж, и оба они, счастливые и влюбленные, выражают свои чувства в темпераментном танце.
Первой принимает серьезный вид Мельничиха: не время танцевать, надо работать. Мельник приносит воду, поливает цветы, насыпает в клетку зерно. Довольный летним днем, женой, собою, Мельник продолжает заниматься делом, напевая и приплясывая. В это время на мостике, перекинутом через ручей, появляется Денди. Увидев Мельничиху, он с самоуверенным видом подмигивает ей. Та отвечает веселой кокетливой улыбкой. Франт удваивает комплименты, но Мельник бросает вдогонку любителя приключений: «Эта дама, кажется, нравится вам. Вы совершенно правы, она очень красива, но она моя жена». Мельничиха в восторге бросается на шею мужа.
К мельнице приближается шествие. Это глава района Коррехидор с женой и сопровождающей их свитой. Коррехидор роняет перчатку, Мельничиха поднимает ее и с реверансом протягивает вельможе. Красивая женщина производит на него впечатление, которое он не пытается скрыть. Ревнивая супруга, почувствовав опасность, важно проплывает мимо, за нею — Коррехидор и приближенные. Уходя, высокий гость несколько раз оглядывается. И снова дружная чета, радуясь возможности побыть вдвоем, танцует и веселится.
Мимо мельницы проходит красивая статная девушка с кувшином на голове. Мельник любезно приветствует ее и шлет ей воздушный поцелуй. Этот нежный знак внимания девушкой принят с удовольствием. Заметив, какое впечатление он произвел на девушку, Мельник самодовольно охорашивается. Совсем по-иному реагирует на эту сцену Мельничиха. Она злится, ревнует и неожиданно разражается слезами. Мельнику стоит труда утешить свою подругу и вызвать ее улыбку. Издали доносятся звуки приближающегося кортежа. Это возвращается Коррехидор.
Супруги прячутся. Мельничиха с опаской смотрит в ту сторону, откуда должен появиться ее «поклонник» и живо передает жестами мужу все, что видит. Мельничиха не так наивна, чтобы не понять причину вторичного визита столь высокой особы. И Мельник это отлично понимает. Он даже выражает неудовольствие супруге, но та советует ему следить за собой, а его чести она не уронит.
Отослав мужа отдыхать и не слыша ничего, что говорило бы о приближении Коррехидора, Мельничиха танцует фанданго. Она так увлечена танцем, что не замечает внезапно появившегося во дворе Коррехидора с шестью альгвасилами (полицейскими). Рассматривая с наглой улыбкой понравившуюся ему женщину, он делает альгвасилам знак, и те уходят. Ему вовсе не нужны свидетели любовного приключения их начальника. Увидев рядом с собой настойчивого кавалера, Мельничиха с непритворным страхом отступает, но Коррехидор напоминает ей о местном обычае — хозяйка должна угостить гостя виноградом. Коррехидор требует, чтобы Мельничиха угощала его, держа кисть зубами, тогда бы он полакомился одновременно и виноградом, и поцелуями. Сначала Мельничиха потешается над его домогательствами, но когда назойливость переходит все границы, она резко отступает — старый ловелас, потеряв равновесие, падает. На шум выбегает Мельник; они с женой помогают гостю встать, заботливо чистят его платье, делая вид, что ничего особенного не случилось. Коррехидор в ярости грозит расправиться с ними и, прихрамывая, уходит.
Наблюдавшие эту сцену помощники Мельника хохочут, весело передразнивая незадачливого ухажера. Одна из девушек запевает песенку. Возвращаются альгвасилы, они ждут своего начальника. Мельник и Мельничиха вежливо выпроваживают их и от радости, что, наконец, остались одни, танцуют фанданго.
В тот же день вечером у мельницы собираются соседи, чтобы устроить пирушку в честь праздника летнего равноденствия. Все просят Мельника станцевать фарукку. Под возгласы одобрения он исполняет свой любимый танец.
Неожиданно появляются солдаты, присланные арестовать Мельника. Они уводят его с собой, уходят и соседи. Вне себя от горя, Мельничиха входит в комнату, долго сидит в оцепенении, затем задергивает занавеску алькова, гасит свет и укладывается в постель. К мельнице подбирается Коррехидор. Полагая, что, арестовав Мельника, достигнет цели, он спешит и, желая сократить путь, прыгает через ручей. Но, не рассчитав своих сил, он падает в воду. На его вопль выбегает Мельничиха. Ненавидя наглеца, она с удовольствием наблюдает, как, барахтаясь и проклиная все на свете, он выбирается из воды. Когда же он делает попытку приблизиться к Мельничихе, та снимает со стены ружье и, угрожая им Коррехидору, убегает. Мокрый, весь в тине, Коррехидор раздевается и развешивает одежду сушиться. Потом заходит в дом Мельника, ложится в постель и засыпает.
На рассвете Мельник убежал из тюрьмы. Вернувшись, он сначала обнаруживает платье горе-кавалера, в том числе и его треуголку, а затем и самого «героя», спящего в чужой постели. Мельник решает подшутить над ним. Он облачается в платье Коррехидора, надевает треуголку и пишет мелом на стене: «Ваша милость! Плачу той же монетой: ваша жена тоже красива». Затем грозит кулаком спящему и уходит.
Коррехидор открывает глаза, читает надпись на стене и вскакивает. Тут он обнаруживает пропажу своей одежды. Найдя какой-то костюмчик, надевает его. Только он успевает одеться, как в дом врываются двое полицейских, чтобы арестовать сбежавшего Мельника. Они хватают мнимого Мельника. В эту минуту вбегает Мельничиха. Думая, что полицейские бьют ее мужа, она набрасывается на них. Сбегаются соседи. Возвращается Мельник, которого в неясном утреннем освещении все принимают за Коррехидора. Видя, что Мельничиха обнимает «Мельника», «Коррехидор» набрасывается на нее и своего двойника. Возвращающиеся с ночной пирушки гуляки присоединяются к орущей в доме Мельника толпе и умножают суматоху. Мельничихе и настоящему Мельнику удается все растолковать людям. Тогда, объединившись, они выбрасывают Коррехидора за дверь и, весело перекидывая из рук в руки треуголку, заканчивают эту шумную сцену темпераментной хотой.
* * *
Балетмейстер Леонид Мясин (1895-1979) родился в Москве, окончил Московское хореографическое училище и был в 1913 году принят в Большой театр. В 1914 году стал танцовщиком, а затем и балетмейстером труппы «Русский балет Сергея Дягилева» (более подробные сведения о творчестве Мясина приведены в статье о балете «Пульчинелла»), «После успеха моего балета „Менины", — вспоминал Мясин, — мы с Дягилевым стали обсуждать возможность следующей испанской постановки. Так случилось, что известный композитор Мануэль де Фалья, невысокий, тихий человек, больше напоминавший в темном костюме и фетровой шляпе университетского профессора, пригласил нас в маленький театр в Барселоне на просмотр одного акта балета-фарса Грегорио Мартинеса Сьерры „Коррехидор и мельничиха", для которого он сочинил музыку. Написанная по повести „Треугольная шляпа" Педро Антонио де Аларкона, писателя XIX века, эта простая история, происходившая в испанском селении XVIII века, рассказывала о попытке управителя соседнего города соблазнить жену мельника. Партитура Фальи с ее пульсирующими ритмами показалась нам очень привлекательной. Соединение в ней силы и страсти было подобно музыке местных фольклорных танцев. Нам с Дягилевым и литературная, и музыкальная основы показались подходящими Для создания полноценного испанского балета». По указаниям Дягилева композитор дополнил музыку «Треуголки» рядом эпизодов, а также заново оркестровал ее.
Музыка Мануэля де Фальи (1876-1946)— виднейшего представителя испанской культуры XX века, близкая по манере письма к французским импрессионистам, отличается ярко выраженным национальным характером, красочным колоритом оркестровки. Народный колорит дополнительно придают балету возгласы: «Оле! Оле!», ритмичный перестук кастаньет, топот ног и хлопки в ладоши.
Балет «Треуголка» полон солнечной испанской энергетики. Леонид Мясин сочинял его в Испании, где он прожил почти год, учился у лучших танцоров множеству различных испанских танцев, желая пропитать хореографическую классику энергией фламенко. Особый интерес новому балету придавало участие в нем знаменитой Тамары Карсавиной, недавно вырвавшийся с мужем-англичанином и маленьким сыном из охваченной гражданской войной России. В роли Мельничихи балерине пришлось сменить привычные пуанты на туфли с толстыми каблуками. Ее партнерами на премьере были Леонид Мясин (Мельник) и Леон Вуйциковский (Коррехидор).
Мясин подчеркивал: «Огромной честью, равно как и удовольствием, для меня было работать с Карсавиной, так тесно сотрудничавшей с Русским балетом в предвоенный период. Я чувствовал себя сильнее, чем когда-либо, потому что был частью великой и все продолжающейся традиции... В нашем с Карсавиной па-де-де я пытался добиться той степени стремительности, напряжения, поддразнивания, наступления и отступления, которые являются яркой особенностью столь многих испанских танцев. Пока мы кружились и прыгали друг вокруг друга, Карсавина одаривала меня соблазнительной улыбкой, в ответ на которую я прыгал еще выше. Хотя танец этот главным образом был навеян фанданго с некоторыми пассажами фламенко, я добавил в него разнообразные классические движения».
К огорчению Дягилева, де Фалья не смог дирижировать премьерой «Треуголки», так как по семейным обстоятельствам был вынужден срочно вернуться в Барселону. По-настоящему удачны были декорации Пикассо, выдержанные в белых, сероватых, бледно-розовых и голубых тонах. Не менее удачны были и костюмы, которые великолепно смотрелись на фоне декораций. Успеху балета также способствовал сценический занавес работы Пикассо. На нем была изображена группа испанцев, наблюдающих из ложи за боем быков. Отмечалось, что художник выполнил занавес собственноручно. В целом, «Треуголка» замышлялась Дягилевым и Мясиным как попытка лишь синтезировать испанские народные танцы и технику классического балета, но в процессе работы она превратилась в нечто большее — хореографическую интерпретацию испанского темперамента и образа жизни.
Дальнейшая сценическая жизнь балета сложилась удачной. Премьера «Треуголки» в США в исполнении артистов труппы «Русского балета Монте-Карло» состоялась в Нью-Йорке 9 марта 1934 года. Балет был также возобновлен Леонидом Мясиным для труппы «Бэллей тиэтр» в 1943 году и для труппы «Сэдлерс-Уэллс бэллей» в 1947 году. Дочь балетмейстера Татьяна Мясина и Юрек Лазовский поставили балет «Треуголка» для труппы «Сити Сентер Джофри бэллей» (1969, Нью-Йорк). Декорации были восстановлены У. Питкиным по эскизам Пикассо.
Впервые в России балет поставлен 14 апреля 2005 года в Большом театре. Были бережно воссозданы декорации Пабло Пикассо. «Декорации и костюмы, — считает критик Татьяна Кузнецова, — поражают и сейчас — великий художник оказался и „балетным" автором: в объемных, многоцветных, восхищающих своеволием фантазии костюмах удивительно удобно танцевать. Комедия про Мельника и его красавицу жену, успешно отражающую посягательства старика Коррехидора, — первый в мире полуфольклорный балет. На сцене впервые предстали фанданго, фарукка, болеро, хота — хоть и трансформированные балетным театром, но вполне узнаваемые. Они-то и оказались камнем преткновения для Москвы, некогда славившейся своей школой характерного танца. Ныне она пришла в упадок».
Говоря о московской премьере «Треуголки», Екатерина Беляева утверждала: «Сегодня в Большом царит Мария Александрова, ее Мельничиха будет сильнее любого Мельника, даже образцового испанца Жозе Мартинеса из Парижской Оперы, которого позвали украсить премьеру. Мартинес станцевал очень четко, блеснул одеянием от Пикассо, испанскими манерами и высоким артистизмом. Но все-таки московская „Треуголка" сшита на наших артистов. Вторую премьеру станцевал Дмитрий Гуданов, они с Александровой показали больше тонкостей испанской интриги, купались в московском драматизме и дали очень свежий взгляд классиков на характерную тему».
В заключение приведем резюме, заключающее главу о спектакле «Треуголка» исследователя творчества Леонида Мясина балетоведа Елизаветы Суриц: «Работа над испанскими танцами оказалась важнейшим этапом в творчестве Мясина. Он и впоследствии к ним не раз обращался, например, в „Испанском каприччио" в 1939 году. Но важнее другое. Создавая „Треуголку", Мясин окончательно убедился, что можно строить балетный спектакль на основе театральных приемов и хореографического языка, отличных от ранее принятых в балете. И в дальнейшем множество его постановок будут основаны на этом принципе. Материалом для них послужат то комедия дель арте, то джаз, то венский вальс, то матлот».
А. Деген, И. Ступников