Piano Trio No. 3 (f-moll), Op. 65, B. 130
Фортепианное трио № 3 фа минор – не только одно из лучших камерно-инструментальных сочинений Антонина Дворжака, но и один из самых совершенных образцов этого жанра в целом. Оно отличается богатством музыкальных идей и изобретательностью их развития, полнозвучностью фактуры и идеальной сбалансированностью инструментального ансамбля, в котором каждый из инструментов выступает в качестве равноправного участника. По масштабности концепции, приближающейся к симфоническому жанру, оно напоминает Первое фортепианное трио.
Первые наброски Трио появились в начале февраля 1883 г., а в конце марта оно было завершено. Особое место, которое занимает это произведение в творчестве чешского композитора, обусловлено его эмоционально-образным строем, не вполне обычным для Дворжака – это очень сумрачное, тревожное произведение, исполненное волнения. Такое содержание объяснялось обстоятельствами создания сочинения – в декабре 1882 г. умерла мать композитора. Тяжелые переживания, связанные с этой утратой, усугублялись осознанием того, в каком тяжелом положении находился отец, вынужденный зарабатывать игрой на цитре в ресторанах. Впрочем, в период работы над Трио в жизни композитора произошло радостное событие – у него родился сын Антонин, и наряду с сумрачным драматизмом в произведении присутствуют лирически-светлые страницы. Драматическое начало сосредоточено, в основном, в главной партии первой части, основной теме скерцо и большей части тематизма финала. Лирический «полюс» произведения представляют побочная партия первой части, а также третья – медленная часть.
Драматизм Трио подчеркивается не вполне обычной структурой цикла: за напряженным сонатным allegro не следует умиротворяющая, лирическая медленная часть – композитор помещает скерцо не на третье место, как это обычно бывает, а на второе. Примечательно, что подобная структура цикла присуща одному из наиболее трагедийных произведений Фредерика Шопена – фортепианной Сонате № 2 си-бемоль минор. В Трио можно усмотреть черты сходства и с другим произведением – Фортепианным квинтетом фа-минор Иоганнеса Брамса. В обоих сочинениях смысловой «центр тяжести» приходится на многотемную первую часть, начальный мотив которой – решительный, с эпическим оттенком, мощно излагаемый в унисон – приобретает характер основного тезиса, проходящего через весь цикл. Сближает Трио с брамсовским Квинтетом и драматическая интерпретация скерцо, а тональное соотношение первой и второй частей в Трио сопоставимо с соотношением главной и побочной партий первой части фа-минорного Квинтета. В драматургической концепции Фортепианного трио роль узловых моментов – наряду с первой частью – играют третья часть и кода финала.
В исполненной драматизма первой части – Allegro ma non troppo – в полной мере отразились чувства композитора, потерявшего близкого человека. Начальный оборот, приобретающий значение лейтмотива всего произведения, охватывает широкий диапазон, в нем слышится мучительный вопрос, на который нет ответа. В музыке сонатного allegro отразился целый спектр чувств: отчаянный протест и смирение, боль и мужественная собранность.
Вторая часть – Allegretto grazioso – Meno mosso – не похожа на многие другие скерцо Дворжака с их легкостью танцевальностью. Это драматическое скерцо, которое не противопоставляется первой части, а становится ее логическим продолжением. Танцевальный оттенок присутствует в первой теме, но мелодия кажется затаенной и настороженной. Ей противопоставляется широкая, трепетная напевная тема среднего раздела.
Ля-бемоль-мажорная третья часть – Poco adagio – изложена в трехчастной форме с кодой. Скорбная первая тема, которую проводит виолончель, слагается из перемежаемых паузами мотивов-«вздохов». Нежные умоляющие интонации возникают во второй теме, излагаемой скрипкой. Темы подвергаются вариационному развитию с использованием полифонических приемов, которое приводит к умиротворенной коде.
Финал – Allegro con brio – изложен в форме рондо-сонаты с зеркальной репризой. Он возвращает к образам первой части и дает «ответ» на поставленный «вопрос»: в коде просветленно звучит варьированный мотив из побочной партии первой части.
Первое исполнение Фортепианного трио № 3 фа минор состоялось в октябре 1883 г. в городе Млада Болеслав, в рамках концерта хорового общества «Болеслав», почетным членом которого Дворжак являлся. Музыкантам этого города композитор был благодарен за прекрасное исполнение его Stabat mater. В исполнении участвовали концертмейстеры оркестра Национального театра – скрипач Фердинанд Лахнер и виолончелиста Алои Неруда, а фортепианную партию исполнил сам Антонин Дворжак. В следующем месяце те же исполнители представили Трио в Праге на одном из концертов «Умнелецкой беседы». В том же году произведение было издано Фрицем Зимроком.
Камерно-инструментальное творчество Дворжака →