Songs and Dances of Death
Вокальный цикл
История создания
Середина 70-х годов для Мусоргского — время размышлений о смерти, которая безжалостно унесла нескольких друзей, нанесла незаживающие раны. Под ее впечатлением были созданы цикл «Без солнца» на стихи Голенищева-Кутузова, вокальная баллада «Забытый», вдохновленная одноименной картиной Верещагина. В 1875 году Мусоргский непосредственно подходит к этой страшной теме: начинает создавать цикл для голоса с фортепиано «Песни и пляски смерти». Стихи были написаны все тем же Арсением Аркадьевичем Голенищевым-Кутузовым (1848—1913), младшим другом композитора, впоследствии членом Российской академии наук, с которым в течение 1873—1875 годов, вплоть до женитьбы поэта, он жил на одной квартире.
20 апреля 1875 года в одном из писем композитор сообщал: «В настоящую пору устраиваем с графом Кутузовым «Danse macabre» — две картины уже готовы, работается третья, а там и за четвертую!..» Первоначальный замысел цикла состоял из четырех частей с таким содержанием: 1. Схимник — смерть сурового монаха-фанатика в его келье при дальних ударах колокола; 2. Смерть политического изгнанника, возвращающегося домой и гибнущего в волнах в виду родины; 3. Смерть молодой женщины среди воспоминаний о любви и последнем, дорогом для нее бале; 4. Аника-воин и смерть. Все сочинение композитор предполагал разделить на две части, о чем в своем обычном ироничном стиле сообщал в письме к поэту 11 мая: «Мой милый друг Арсений, наш первый выпуск «Макабры» кончен, ибо сегодня написана «Серенада», почему я и не попал к твой милейшей maman. Думаю, будешь согласен на простейшее из названий, какое подобает дать нашему новому альбому, — мы с тобой альбомами одолеваем человеков: нескромно, но почтенно. Я назвал новое детище — альбом «Она». Первый выпуск будет издан (надеюсь) в таком порядке: 1. Колыбельная, 2. Серенада и 3. Трепак. Следовательно, Ваше сиятельство, мы с Вами напахали альбом — «Без солнца» и пашем альбом «Она»; первый выпуск второго альбома готов, с чем и имею честь поздравить Ваше сиятельство».
«Колыбельная», согласно пометке на автографе, была закончена 14 апреля. Она посвящена выдающейся певице Анне Яковлевне Воробьевой-Петровой. «Серенада» закончена 11 мая и посвящена сестре Глинки Людмиле Ивановне Шестаковой. Автограф «Трепака» не имеет даты, но свидетельству В. В. Стасова он был написан первым — еще 17 февраля. Посвящен «Трепак» крупнейшему русскому басу Осипу Афанасьевичу Петрову. Прошло два года, и композитор дополнил цикл еще одной частью — «Полководец», которая была написана в Царском Селе 5 июня 1877 года. На одном из фрагментов автографа стоит посвящение автору текста Арсению Аркадьевичу Голенищеву-Кутузову. В окончательном варианте цикл получил название «Песни и пляски смерти».
Мусоргский ненавидел смерть, унесшую его друзей. Он называл ее «палачом», «бездарной дурой, которая косит, не рассуждая, есть ли надобность в ее проклятом визите». И вот она стала центральной идеей вокального цикла. Но воплощена эта идея глубоко своеобразно. Очень проницательно писал об этом Георгий Васильевич Свиридов: «Смерть у Мусоргского не зло и не добро. Она — стихия, как и жизнь. В ней нет никакого зла, напротив, она несет сон, покой, избавление от страданий. В ней отсутствует какой-либо социальный элемент, ребенок, пьяный мужичок, солдат или молодая девушка — все равны перед нею. Смерть — благо. Смерть — стихия ночи, ночная стихия в противовес жизни, дневной, деятельной. Ночью умирает ребенок; смерть перед ним нестрашная, в образе няньки, убаюкивающей ребенка, избавляя его от страданий. Девушке, умирающей от чахотки, она является в образе прекрасного молодого рыцаря, поющего ей (любовную) серенаду... Она умирает в его объятиях, наполненная томлением весны и любовным трепетом...»
Музыка
«Песни и пляски смерти» — пожалуй, самое глубокое и философски насыщенное сочинение в своем жанре. Образ смерти в ее разных обличьях дан с потрясающей силой, выражения.
№1, «Колыбельная», основана на противопоставлении мятущихся, наполненных ужасом отрывистых восклицаний матери умирающего ребенка и спокойного, убаюкивающего распева Смерти, страшной в своей неизбежности. В №2, «Серенада», дрожащее, как бы призрачное тремоло и гармоническая неустойчивость создают образ хрупкой, томящейся в болезни девушки. А далее фортепиано имитирует гитарный аккомпанемент; мелодия, поначалу спокойная, становится все более страстной и заканчивается торжествующим восклицанием: «Ты моя!». №3, «Трепак» — зарисовка замерзающего под вой метели мужичка. В начале ее тихие размеренные аккорды фортепиано рисуют пустынный пейзаж; в нижнем регистре, как «memento mori», многократно повторяется начало напева «Dies Irae», традиционного символа смерти. Затем возникает ритм трепака, простенький, в народном духе, напев Смерти. Хроматические пассажи, передающие завывание метели, ведут к кульминации, после которой наступает спад — нежная лирическая музыка сладких грез, навеваемых умирающему от холода мужичку. Картина завершается мерными «пустыми» аккордами. Заключительный номер, «Полководец», — развернутая картина поля сражения, на котором торжествует Смерть. Начало его воспроизводит шум битвы, столкновение противников, которое приводит к торжествующему монологу Смерти в ритме мощного церемониального марша. Это кульминация и завершение всего цикла — Смерть-полководец объезжает поле битвы.
Л. Михеева