Mikhail Ippolitov-Ivanov
Когда думаешь о советских композиторах старшего поколения, к которым принадлежал М. Ипполитов-Иванов, невольно поражаешься многогранности их творческой деятельности. И Н. Мясковский, и Р. Глиэр, и М. Гнесин, и Ипполитов-Иванов активно проявили себя в различных областях в первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции.
Великий Октябрь Ипполитов-Иванов встретил зрелым, сформировавшимся человеком и музыкантом. К этому времени он — создатель пяти опер, ряда симфонических произведений, среди которых широкую известность приобрели «Кавказские эскизы», а также — автор интересных хоров и романсов, нашедших прекрасных исполнителей в лице Ф. Шаляпина, А. Неждановой, Н. Калининой, В. Петровой-Званцевой и др. Творческий путь Ипполитова-Иванова начался в 1882 г. в Тифлисе, куда он приехал после окончания Петербургской консерватории (класс композиции Н. Римского-Корсакова) для организации Тифлисского отделения РМО. В эти годы молодой композитор много сил отдает работе (он — директор оперного театра), преподает в музыкальном училище, создает свои первые произведения. В первых композиторских опытах Ипполитова-Иванова (оперы «Руфь», «Азра»; «Кавказские эскизы») уже проявились черты, характерные для его стиля в целом: мелодическая напевность, лиризм, тяготение к малым формам. Удивительная красота Грузии, народные обряды восхищают русского музыканта. Он увлекается грузинским фольклором, записывает в Кахетии в 1883 г. народные мелодии, изучает их.
В 1893 г. Ипполитов-Иванов становится профессором Московской консерватории, где в разные годы у него по композиции занимаются многие, в будущем известные музыканты (С. Василенко, Р. Глиэр, Н. Голованов, А. Гольденвейзер, Л. Николаев, Ю. Энгель и др.). Рубеж XIX-XX вв. ознаменовался для Ипполитова-Иванова началом работы в качестве дирижера Московской русской частной оперы. На сцене этого театра благодаря чуткости и музыкальности Ипполитова-Иванова были «реабилитированы» оперы П. Чайковского «Чародейка», «Мазепа», «Черевички», не имевшие успеха в постановках Большого театра. Он осуществил и первые постановки опер Римского-Корсакова («Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Кащей бессмертный»).
В 1906 г. Ипполитов-Иванов становится первым выборным директором Московской консерватории. В предреволюционное десятилетие развертывается деятельность Ипполитова-Иванова — дирижера симфонических собраний РМО и концертов Русского хорового общества, венцом которой явилось первое исполнение в Москве 9 марта 1913 г. «Страстей по Матфею» И. С. Баха. Круг его интересов в советский период необычайно широк. В 1918 г. Ипполитова-Иванова избирают первым советским ректором Московской консерватории. Он дважды выезжает в Тифлис для реорганизации Тифлисской консерватории, является дирижером Большого театра в Москве, ведет оперный класс в Московской консерватории, много времени отдает работе с самодеятельными коллективами. В эти же годы Ипполитов-Иванов создает знаменитый «Ворошиловский марш», обращается к творческому наследию М. Мусоргского — инструментует сцену у Василия Блаженного («Борис Годунов»), заканчивает «Женитьбу»; сочиняет оперу «Последняя баррикада» (сюжет из времен Парижской коммуны).
Среди произведений последних лет — 3 симфонические сюиты на темы народов Советского Востока: «Тюркские фрагменты», «В степях Туркменистана», «Музыкальные картинки Узбекистана». Многогранная деятельность Ипполитова-Иванова представляет поучительный пример бескорыстного служения отечественной музыкальной культуре.
Н. Соколов
Сочинения:
оперы — На венок Пушкину (детская опера, 1881), Руфь (по А. К. Толстому, 1887, Тбилисский оперный театр), Азра (по мавританскому сказанию, 1890, там же), Ася (по И. С. Тургеневу, 1900, Моск. театр Солодовникова), Измена (1910, Оперный театр Зимина, Москва), Оле из Норланда (1916, Большой театр, Москва), Женитьба (2-4 действия к неоконч. опере М. П. Мусоргского, 1931, Радиотеатр, Москва), Последняя баррикада (1933); кантата Памяти Пушкина (ок. 1880); для оркестра — симфония (1907), Кавказские эскизы (1894), Иверия (1895), Тюркские фрагменты (1925), В степях Туркменистана (ок. 1932), Музыкальные картинки Узбекистана, Каталонская сюита (1934), симфонические поэмы (1917 год, ок. 1919, Мцыри, 1924), увертюра Яр-Хмель, Симфоническое скерцо (1881), Армянская рапсодия (1895), Тюркский марш, Из песен Оссиана (1925), Эпизод из жизни Шуберта (1928), Юбилейный марш (посв. К. Е. Ворошилову, 1931); для балалайки с орк. — фантазия На посиделках (ок. 1931); камерно-инструментальные ансамбли — фортепианный квартет (1893), струнный квартет (1896), 4 пьесы на армянские нар. темы для струнного квартета (1933), Вечер в Грузии (для арфы с квартетом дерев. дух. инструментов 1934); для фортепиано — 5 маленьких пьес (1900), 22 восточных мелодии (1934); для скрипки и фортепиано — соната (ок. 1880), Романтическая баллада; для виолончели и фортепиано — Признание (ок. 1900); для хора с оркестром — 5 характерных картинок (ок. 1900), Гимн труду (с симф. и дух. орк., 1934); свыше 100 романсов и песен для голоса и фортепиано; свыше 60 произведений для вокальных ансамблей и хоров; музыка к пьесе «Ермак Тимофеевич» Гончарова ок. 1901); музыка к фильму «Карабугаз» (1934).
Литературные сочинения: Грузинская народная песня и ее современное состояние, «Артист», М., 1895, No 45 (имеется отдельный оттиск); Учение об аккордах, их построение и разрешение, М., 1897; 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях, М., 1934; Беседа о музыкальной реформе в Турции, «СМ», 1934, No 12; Несколько слов о школьном пении, «СМ», 1935, No 2.