En blanc et noir, L .134
Сюита для двух фортепиано
В 1915 году Клод Дебюсси написал также два сочинения, непосредственно связанных с войной: сюиту «По белым и чёрным» и «Рождество детей, не имеющих больше крова» для голоса с фортепиано.
Сюита «По белым и чёрным» для двух фортепиано возникла летом. Название сюиты как бы предполагало намеренное ограничение красок. Композитор писал по этому поводу Годе 4 февраля 1916 года: «Эти пьесы хотят извлечь их колорит, их эмоцию из простого фортепиано, подобно серым тонам Веласкеса...».
Сюита имеет три части (первоначально они назывались «каприччио»). Первой из них предпослан эпиграф из «Ромео и Джульетты» Гуно, намекающий на тех, кто не принял участия в «танце» войны и поэтому должен признаться в своем физическом недостатке. Музыка этой быстрой пьесы заметно уступает лучшим стремительно-токкатным образам Дебюсси, но любопытна, как очевидная звукопись суеты войны. Тревожная торопливость выражена неустанным бегом триолей, который пронизывается или прерывается временами воинственными кличами, возгласами и фанфарами.
Вторая пьеса имеет эпиграф из «Баллады против врагов Франции» Ф. Вийона. Она посвящена памяти двоюродного брата Дюрана, лейтенанта Жака Шарло, убитого на войне 3 марта 1915 года.
Из письма Дебюсси к Дюрану от 14 июля 1915 года мы узнаем, что он несколько изменил первоначальный колорит этой пьесы, сочтя его слишком мрачным и напоминающим «Капричос» Гойи. В другом письме к Дюрану (от 22 июля) Дебюсси сообщает о том, как ввел в пьесу тему хорала Лютера, а перед концом дал намеки на интонации Марсельезы. Сам Дебюсси ценил эту пьесу и считал ее, пожалуй, самой удавшейся из сюиты (см. письмо к Дюрану от 1 ноября 1915 года). Однако она написана, в сущности, холоднее и формальнее, чем первая. Правда, начало пьесы представляет выразительную звукопись военного пейзажа с отголосками фанфар, смутных шумов, далеких пушечных выстрелов. Что же касается картины немецкого наступления, то она содержит лишь интересное зерно замысла, позднее осуществленного столь блестяще С. Прокофьевым в «Александре Невском». Сама же музыка Дебюсси довольно бледна и лишена образной рельефности.
Третья и заключительная часть цикла имеет совсем краткий эпиграф из Шарля Орлеанского («Зима, вы омерзительны» — первые слова стихотворения, положенного на музыку Дебюсси (для хора a cappella) в 1908 году.). По-видимому, образ этой пьесы, рисующей зимнюю метель, запорошку, также связан с думами о невзгодах и страданиях войны. Но музыка опять-таки бледновата, формальна и многословна. Стоит вспомнить поэтическую печаль маленькой пьесы «Снег танцует» из «Детского уголка», как сухость и поверхностность финального пейзажа из сюиты «По белым и черным» станут особенно заметными.
Ю. Кремлев
Фортепианное творчество Дебюсси →