Сен-Санс. Симфоническая поэма «Прялка Омфалы»

Композитор
Год создания
1871
Жанр
Страна
Франция
Камиль Сен-Санс / Camille Saint-Saëns

«Прялка Омфалы» (фр. Le Rouet d'Omphale), Op. 31 — симфоническая поэма французского композитора Камиля Сен-Санса (1871).

Камиль Сен-Санс создал четыре произведения в жанре симфонической поэмы. Наибольшую популярность приобрела «Пляска смерти», но первым шагом на этом пути стала «Прялка Омфалы». Эта симфоническая поэма стала наиболее значительным из произведений, созданных композитором в 1871 г.

Заглавие ее отсылает к греческой мифологии, которая была весьма популярна в то время – античные сюжеты нередко становились основой художественных произведений (достаточно вспомнить поэтический сборник Леконта де Лилля «Античные стихотворения»). Омфала – легендарная лидийская царица, к которой был продан в рабство Геракл, наказанный Гермесом за убийство Ифита, сына Еврита. Три года служил герой гордой и прекрасной царице, которая не только сделала его рабом, но и поработила его сердце. Плененный красотой Омфалы, Геракл сложил к ее ногам и львиную шкуру, и боевой топор, захваченный им у царицы амазонок Ипполиты, по прихоти красавицы он облачился в женские одежды и вместе с рабынями выполнял женскую работу – в частности, прядение.

К образу Омфалы обращались Веронезе и Рубенс, а в одноименной новелле Теофиля Готье именно эта героиня была изображена на чудесном гобелене, оживающем по ночам. Однако непосредственным толчком к возникновению творческого замысла для Сен-Санса стало не какое-либо из этих произведений и даже не сам по себе древнегреческий миф, а предмет, который никак не мог быть связан с древнегреческой героиней – это была прялка в таком виде, какой она приняла не раньше Средневековья. В салоне некой дамы композитор увидел прялку из черного дерева. Изящество этой вещи поразило его – и тут же возникла мелодия. На другой день Сен-Санс побывал в мастерской художника Александра Кабанеля, и его внимание привлекла картина «Рождение Венеры», изображающая прекрасную, соблазнительную нагую женщину, возлежащую на морских волнах. Так в сознании композитора соединились два образа – прялка и женская красота. Название «Прялка Омфалы», возможно, было позаимствовано из поэмы Виктора Гюго «Легенда веков».

Как указал композитор в предисловии к партитуре, образное содержание поэмы составляет «женское обольщение, победоносная борьба слабости против силы». Звукоизобразительный момент в лице «прялки» выступает в качестве организующего начала, задавая общий характер ритмического движения. Впрочем, композитор упоминал о карикатурном изображении жалующегося Геракла и насмехающейся над ним Омфалы – таким образом, если композитор и воплощал в музыке сюжет античного мифа, то интерпретировал его в ироническом ключе.

В отличие от философски-углубленных симфонических поэм Ференца Листа, поэма Сен-Санса носит скерцозный характер. Не все современники поняли эту ироничность – например, критик Эдуард Ганслик усматривал в поэме только идеальную передачу жужжания прялки, но не находил в музыке душевности, а Петр Ильич Чайковский упрекал автора в «банальности плясового мотива». Современники ожидали от жанра симфонической поэмы глубоких чувств и патетики, а Сен-Санс предложил им нечто принципиально иное – этим и объясняется то, что премьера «Прялки Омфалы», состоявшаяся в 1872 г., прошла без особого успеха (произведение было исполнено в переложении для двух фортепиано).

Поэма «Прялка Омфалы» – наряду с «Пляской смерти» – была одним из тех произведений, исполнением которого дирижировал Камиль Сен-Санс в 1875 во время гастрольной поездки в Россию. Хотя в России оба сочинения тоже встречали неодобрительные оценки, в целом российская публика очень тепло принимала французского композитора и его произведения.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама