
Национально-освободительные идеи, которыми пронизана духовная жизнь Польши XIX столетия, преломились в музыке Станислава Монюшко несколько по-иному, чем у Шопена. Эти два польских композитора, принадлежащие к двум разным художественным поколениям, творчески как бы дополняют друг друга.
Монюшко, обладавший неизмеримо более скромным дарованием, чем его великий предшественник, тем не менее сумел найти свою собственную творческую сферу, не затронутую Шопеном, и занять почетное и видное место в истории польской культуры. Именно с творчеством Монюшко связывается осуществление мечты польского народа о создании своей национальной оперы. Этому скромному провинциальному музыканту обязан польский народ также появлением романсной лирики, воплотившей богатство образов национальной польской поэзии.
Жизнь Монюшко протекала в один из самых тяжелых периодов истории Польши. Крушение надежд на независимость Польши после наполеоновского нашествия определило общественную атмосферу детских лет композитора. Разгром восстания 1830 года, крестьянские бунты 40-х годов, напряженная обстановка, предшествующая восстанию 1863 года, и, наконец, тяжелая реакция после поражения восстания — на этом мрачном общественном фоне, в атмосфере жестоко подавляемого, но никогда не угасающего протеста формировалось творчество младшего современника Шопена.
После разгрома восстания 1830—1831 годов центр польской революционной интеллигенции переместился в Париж. За границей жили и творили самые выдающиеся польские художники середины века: Шопен, Мицкевич, Словацкий, Норвид. Лишь немногие оставались на родине и в тяжелейших условиях, в условиях беспощадных репрессий и жесточайшей цензуры, продолжали своим творчеством бороться за национальное самоутверждение.
К этой замечательной группе подвижников принадлежал и Монюшко. В его творчестве есть та глубокая демократичность, та непосредственная связь с повседневной духовной жизнью польского народа, которая позволила ему стать выразителем дум и чаяний целого поколения.
Станислав Монюшко родился 5 мая 1819 года в поместье Убель Минской губернии в семье мелкопоместного дворянина. В самые ранние годы он узнал и полюбил деревенские песни — польские, белорусские, литовские, украинские. В формировании музыкального языка будущего композитора этим впечатлениям принадлежит решающая роль.
«Я не создаю ничего нового, — писал композитор впоследствии. — Странствуя по польским землям, а наполняюсь духом народных песен. Из них, помимо моей воли, вдохновение переливается во все мои сочинения».
Польский помещичий быт, окружавший Монюшко в детские годы, его раннее знакомство с песнями, легендами, балладами и историей своей страны определили национально-польское начало в духовном облике композитора, которое придает всему его творчеству столь характерную национальную самобытность.
Однако не меньше, чем художественным впечатлениям или патриотическим настроениям, обязан Монюшко своим детским годам острым и непосредственным интересом к социальным проблемам. Подобно многим выдающимся художникам России XIX века, выросшим в непосредственной близости к деревне, Монюшко рано и остро осознал социальную несправедливость, проникся сочувствием к угнетенному классу крестьян. Именно эта черта, в зрелые годы развившаяся до глубоко осознанной потребности сделать героем своих произведений не историческую личность, а простого мужика, «показанного человеком», и сделала возможным появление «Гальки» — первой польской национально-демократической оперы.
Воспитанный на оперных произведениях западноевропейских композиторов (Моцарта, Россини, Беллини, Вебера), Монюшко тем не менее отличается от них именно теми своими чертами, которые роднят его с современными ему русскими писателями и композиторами — подчеркнутым интересом к теме социального протеста. Возможно, что именно эта направленность и придает опере Монюшко «Галька» немеркнущую популярность.
По окончании своего музыкального образования (Монюшко занимался сначала в Варшаве у Фрейера, ученика Эльснера, затем в Минске у провинциальных педагогов и, наконец, в Певческой академии в Берлине, где получил настоящую профессиональную подготовку.) Монюшко на долгие годы осел в Вильно, работая вдали от центра музыкальной жизни, занимая скромную должность церковного органиста и подрабатывая за ничтожную плату уроками в частных домах.
Художественная и общественная жизнь в Вильно находилась в эти годы в состоянии глубокого упадка. Университет, еще недавно оплот интеллектуальных и революционных движений, равно как и Медицинская академия, был закрыт. В городе не было ни оперного, ни постоянного драматического театра, и даже собрать симфонический оркестр в полном составе было выше возможностей виленских любителей музыки. В этом духовном «пустыре» Монюшко прожил двадцать лет. Как это ни парадоксально на первый взгляд, но, быть может, именно эта оторванность от крупных музыкальных центров и содействовала тому, что Монюшко нашел свое собственное художественное направление.
Не скованный нормами космополитизированной концертной и оперной жизни столицы, свободный от компромиссов с театральными антрепренерами, Монюшко начал свои художественные опыты, ориентируясь на широкую демократическую польскую среду. Два самых выдающихся его достижения, вошедших в золотой фонд польской культуры, а именно опера «Галька» и романсные сборники, известные под названием «Песенников», родились в виленский период, в неразрывной связи с провинциальным художественным бытом тех лет.
Продолжение статьи:
• «Песенники» →
• Опера «Галька» →
После «Гальки» Монюшко, уже прославленный композитор и видный общественный деятель, продолжал интенсивно сочинять в оперном и вокально-драматическом жанрах. В этот период его внимание поглощено задачей создания национальной комической оперы в духе прославленных произведений польского комедийного драматурга Александра Фредро. Опера «Зачарованный замок» (на либретто Хенципьского, 1861—1864) знаменует собой не только рождение польской музыкальной комедии, но и вершину мастерства самого композитора.
Сохранив мелодическое богатство «Гальки», это позднее произведение композитора отличается гораздо большим разнообразием эмоциональных оттенков и характеристических деталей, значительно большим сценическим мастерством, театральностью и динамикой музыки. Раскрытие музыкальными средствами атмосферы старинной шляхетской усадьбы, показ фантастики в гротескном плане — все это знаменовало новое явление в польской музыке.
На публику 60-х годов образы польского военного лагеря и рыцарей в латах (которыми открывалось первое действие оперы) производили потрясающее впечатление. До национальной самобытности «Зачарованного замка» не поднялась впоследствии ни одна польская опера.
Из других опер Монюшко следует отметить «Графиню» (1859), тонкую сатиру на аристократическое общество, «Verbum nobile» (1861), оперу в комедийном жанре, в известной мере подготовившую «Зачарованный замок», «Парию» (1859—1869) на сюжет из индийской жизни с социальной направленностью, написанную для Парижа, но не имевшую там успеха.
К достижениям Монюшко последнего десятилетия его жизни относится ряд хоровых произведений на тексты Мицкевича: «Призраки» (до 1859 года, первое исполнение — 1865), «Крымские сонеты» (1867), баллада «Пани Твардовская» (1869).
Особо выделяется кантата «Призраки» («Дзяды»), принадлежащая к лучшим произведения композитора. Поэт задумал свою поэму как драматическую постановку без сцены, но с участием музыки. Композитор воплотил эпически-грозные образы Мицкевича, его идею суда народной совести, выраженную в древнем обряде, необычными средствами, отличающимися от приемов оперной музыки.
* * *
Наравне с творчеством Шопена искусство Монюшко ознаменовало «совершеннолетие» польской национальной музыки XIX века. Не приближаясь к гениальной одаренности Шопена и не претендуя на его мировую роль, Монюшко тем не менее занял видное место в культуре своей страны как основоположник польской национальной оперы.
В. Конен
Источник: История зарубежной музыки, выпуск 3, 1972 г.