Щедринские торжества продолжаются…

Родион Щедрин

В прошедшую пятницу, 21 декабря, в Концертном зале имени П. И. Чайковского прошёл ещё один концерт, приуроченный к восьмидесятилетию Родиона Щедрина. В исполнении замечательного Светлановского оркестра прозвучали сочинения последних лет — симфонический фрагмент для оркестра «Гейлигенштадское завещание Бетховена» (2008), романс в народном стиле для женского голоса и оркестра «Таня-Катя» (2002). Кроме того, сыграли вариации для симфонического оркестра «Автопортрет» (1984) и «Звоны» — второй оркестровый концерт (1968).

Наконец, главным событием в череде юбилейных концертов стала грандиозная «Поэтория»

— произведение для чтеца, солирующего женского голоса, смешанного хора и симфонического оркестра. Подобным составом это сочинение в России исполнялось впервые. Огромный хор, не поместившийся на сцене (часть певцов расположилась выше, на балконе) был составлен из трёх коллективов — Большого хора Российского государственного музыкального телерадиоцентра, Русского хора имени А. В. Свешникова и камерного — Московской консерватории. Солировали Евгений Миронов и Наталья Борискова. Дирижировал Владимир Юровский.

Сочинение 1968 года, «Поэтория» — это концерт для поэта в сопровождении женского голоса, смешанного хора и оркестра.

Он написан на стихи Андрея Вознесенского — хорошего друга композитора. Ему и предназначалась роль поэта. Партию народного женского голоса Щедрин писал для Людмилы Зыкиной.

Стихи Вознесенского, броские и зримые, наполненные аллитерациями, в интерпретации талантливого актёра Евгения Миронова прозвучали очень искренне и глубоко. Почему-то голос его показался похожим на набатный колокол, поющий трагическую судьбу нашей страны:

«Я — Гойя!
Глазницы воронок мне выклевал ворон,
слетая на поле нагое.

Я — Горе.

Я — голос
Войны, городов головни
на снегу сорок первого года…»

Прекрасна была Наталья Борискова — солистка Московской филармонии, одарённая певица, чей мощный и в то же время мягкий голос будто магнетизировал слушателя. Большой знаток русской народной песенной традиции, Родион Щедрин написал партию солистки в духе плача.

В исполнении Натальи Борисковой этот плач прозвучал как настоящее, неподдельное выражение людского горя.

Звучание музыки сопровождалось световыми эффектами. Подобные решения, стоит отметить, далеко не всегда бывают удачными. Однако в этот раз сменяющие друг друга визуальные ряды казались органичными и способствовали усилению общего настроения.

Подытоживая, скажу, что исполнение 21 декабря «Поэтории» стало для меня, без преувеличения, одним из самых сильных музыкальных впечатлений последнего времени.

реклама

Ссылки по теме