В новом театральном сезоне 2013-2014 годов, анонсированном 13 марта, Королевская опера «Ковент-Гарден» представит на суд зрителей семь новых постановок, три из них — юбилейные. Посвященные двухсотлетию со дня рождения Верди и Вагнера, соответственно — «Сицилийская вечерня», опера, которую никогда ранее не ставили в «Ковент-Гардене», и «Парсифаль». Дирижировать обеими премьерами поручено музыкальному руководителю театра Антонио Паппано.
К 150-летию со дня рождения Рихарда Штрауса лондонцы увидят премьеру оперы «Женщина без тени» в постановке немецкого режиссера Клауса Гута, а также «Электру» и «Ариадну на Наксосе».
Штраус всегда пользовался большим вниманием в британской столице.
В число новых постановок Королевской оперы входят также «Дон Жуан» нового художественного директора «Ковент-Гардена» Каспера Хольтена, «Манон Леско» режиссера Джонатана Кента и «Мария Стюарт» Патриса Корье и Моше Ляйзера.
На пресс-конференции, посвященной открытию нового сезона, Каспер Хольтен сказал: «Зритель увидит как множество новых постановок, так и множество талантов в следующем сезоне. Я уверен, что каждый сможет найти именно то, что удовлетворит его вкусы и запросы».
Кроме того, несколько классических постановок, уже ранее поставленных, вернутся на сцену «Ковент-Гардена»,
уже этой осенью или весной и летом будущего года. Это — «Турандот», «Свадьба Фигаро», «Фауст», и «Кармен».
В отличие от предыдущих сезонов, премьеры состоятся и на малой сцене Королевской оперы — в «Linbury», театре-студии. В общей сложности пять новых работ и две британские премьеры пройдут здесь, включая «How the Whale Became», основанную на истории Теда Хьюза.
«Что действительно воодушевляет нас, так это возможность обновления программы не только для главной сцены, но и для „Linbury“, где мы можем ставить новаторские работы, которые, мы уверены, будут двигать оперу вперед», — говорил Каспер.
Оперные «звезды», такие как Брин Терфель, Анна Нетребко (Маргарита в «Фаусте»), Анжела Георгиу, Саймон Кинлисайд, Элина Гаранча, Джозеф Калейя и Дмитрий Хворостовский (Жермон в «Травиате») приглашены петь в новом сезоне.
Пласидо Доминго впервые встанет за дирижерский пульт «Ковент-Гардена» — в постановке Джонатана Кента «Тоска», в мае-июне 2014-го.
Антонио Паппано «воинствовал» на пресс-конференции, критикуя поздние уведомления о заменах, в частности, трижды в течение месяца менялся состав исполнителей в опере «Роберт-дьявол», и русская певица Софья Фомина заменила американскую сопрано Дженнифер Роули за три дня до премьеры.
«У исполнителей нового поколения нет ни выдержки, ни закалки, ни ответственности. Они физически и морально слабее предыдущего поколения.
Пласидо Доминго мог отменить свое выступление, только если бы он находился при смерти. Они же то жалуются на здоровье, то выходят замуж, то беременеют, и предупреждают тебя об этом за две недели до премьеры», — отметил Паппано.
Немецкая сопрано Аня Хартерос подводила лондонскую Королевскую оперу трижды, выходя из состава исполнителей трех разных опер накануне премьеры.
Досталось и российской певице Марине Поплавской, которая исполняла одну из главных ролей в «Роберте-дьяволе», и которая «объявила о своем уходе по состоянию здоровья буквально за месяц до премьеры, — привел пример маэстро. — А через две недели она решила все-таки вернуться». Кстати, лично для меня трудновообразимая «чехарда» каста в «Роберте-дьяволе» объясняется только одним — несовершенством самой постановки и дискомфортом, которые, возможно, испытывали певцы в момент выбора.
Кто знает, но мне кажется, этот шаг Марины все-таки был оценен: ей предложена роль Елены в предстоящей премьере оперы Верди «Сицилийская вечерня», в которой также будет дебютировать американский тенор Брайан Хаймел.
Журналистам также было сделано внушение.
«Конечно, вы должны писать о том, что вы чувствуете, — сказал Антонио, — но не стоит говорить за всех. Вот где вы заходите слишком далеко».
Подвел же итог этой части беседы Антонио Паппано своеобразно: «Я не знаю, каковы они — новое поколение певцов — слабее или что-то еще? Мне очень сложно все это понять!»
Каспер Хольтен также затронул тему чрезмерной дороговизны билетов в Royal Opera House, заявив, что
кассе предложено провести ценовую реформу — на понижение — особенно для современных постановок.
Один из эпизодов пресс-конференции был посвящен новой постановке Каспера Хольтена «Евгения Онегина». Английский критик высказал мнение, что большая часть аудитории осталась недовольна интерпретацией Хольтеном русской оперы, суть которой сводилось к своего рода выхолащиванию национальных особенностей, обезличиванию оперы и универсализации проблемы: акцент был сделан на том, как часто мы сожалеем об ошибках молодости.
После пресс-конференции мне удалось продолжить этот разговор тет-а-тет с Каспером,
и, хочу признаться, меня несколько поразила немногословность, даже скорее — краткость, некоторая жесткость его ответов.
— Я не думаю о зрителях в процессе постановки, не ставлю целью угодить им, я делаю то, что нахожу нужным.
— Но, согласитесь, таким образом, зритель чувствует себя в какой-то степени обманутым?
— Но если именно так мне, как режиссеру, виделась эта постановка. Я реализовывал свою идею.
— Почему, имея огромный выбор русских исполнителей, в спектакле была задействована только одна русская певица? Русский язык многих привлекает своей мелодичностью, музыкальностью, но вместо этого зритель слышит тяжелый акцент...
— А почему итальянские, немецкие оперы исполняют, в том числе и русские, и английские и другие певцы? — ответил он вопросом на вопрос.
— От чего зависит, что современные постановки известных опер иногда работают, чаще — нет. И значит ли это, что в 21 веке на сцене — диктатура (как в хорошем, так и в плохом понимании этого слова) режиссера сохранится?
— Это разговор — не минутный. Может быть, мы найдём другое время, чтобы поговорить об этом?
— Последний вопрос. В новом сезоне нет ни одной русской оперы.
— Будет! Обязательно будет в следующем!
Рамки пресс-конференции — ограничены. Я благодарна Касперу Хольтену, что он уделил мне несколько минут своего времени. Очень надеюсь, что мне удастся вернуться к нашей беседе.
Наше досье
Каспер Хольтен родился 29 марта 1973 года. Поставил более 50 оперных, драматических, музыкальных спектаклей в Дании, Швеции, Исландии, Латвии, Франции, США и Австрии. В 2000 году, в возрасте 27 лет он становится художественным руководителем Датского королевского театра, приняв театр от Элейн Пэдмор.
Среди многочисленных постановок Хольтена — как популярные оперные шедевры, так и малоизвестные оперы, например, «Геновева» Р. Шумана, «Керубино» Ж. Массне, а также произведения современных композиторов — «Якоб Ленц» Вольфганга Рима, «Гойя» Дж. К. Менотти с Пласидо Доминго в главной роли.
В конце театрального сезона 2010/2011 годов Хольтен перебирается в Лондон, где становится художественным директором оперы «Ковент-Гарден», вновь заменив на директорском посту Элейн Пэдмор, вышедшую на пенсию.
Всемирную известность Касперу принесла постановка «Кольца нибелунга» Вагнера (премия «Граммофон» за 2009 год) в королевской Датской опере. Спектакль выпущен на DVD под названием «Кольцо Копенгаген».
Хольтен также известен как сценарист и режиссер. Его фильм «Хуан» (совместно с Могенсом Руковом), снят в 2009 году. В главных ролях — Кристофер Молтмэн и Михаил Петренко.
Каспер Хольтен неоднократно являлся лауреатом премии Reumert, дважды был номинантом премии международного оперного журнала Opernwelt. С 2006 года Каспер Хольтен является членом международной ассоциации Opera Europa.