
27 июня — 31 июля 2025 года
Судя по круглым датам, которые Баварская государственная опера заявляет на своих афишах (500 лет оркестру, 150 лет фестивалю), культурный Мюнхен болезненно переживает упущенные ещё в конце XVIII века возможности стать мировой музыкальной столицей. Дело в том, что именно здесь у баварских курфюрстов Виттельсбахов (в 1777 у Максимилиана III и в 1781 у Карла-Теодора) В. А. Моцарт безуспешно пытался получить покровительство и постоянное место работы.
И если Максимилиан III не взял Моцарта на должность, по всей видимости, из профессиональной ревности, так как сам писал и исполнял музыку, а соседство с гением всегда невыгодно оттеняет посредственность, то скаредность Карла-Теодора, владевшего лучшим в мире Майнгеймским оркестром, который в конце XVIII века был чем-то вроде сегодняшних Венских филармоников, не объяснима: за свою оперу «Идоменей» Моцарт получил всего лишь 100 дукатов, или 3500 евро на наши деньги. Столько в Европе сегодня получают за один (!) выход исполнители коротких (или как говорят, «моржовых») партий объёмом с «Кушать подано».
Как бы то ни было, по неподтверждённым данным, уже в 1875 году в Мюнхене состоялись фестивальные исполнения опер Моцарта [1], вспомнив о которых, Мюнхенский оперный фестиваль (Münchner Opernfestspiele) решил в 2025 отметить своё 150-летие. И словно отдавая дань величайшему музыканту всех времён и народов во искупление недальновидности своих правителей, Мюнхен даёт возможность увидеть и услышать в хронологической последовательности всю моцартовскую трилогию Да Понте «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Так поступают все» в роскошных составах за три дня с 4 по 5 июля 2025. По этому поводу клуб «Девятая ложа» организует специальную программу с лекциями и экскурсиями на Моцартовский уикенд в Мюнхен.
Программа фестиваля состоит из наиболее успешных репертуарных спектаклей театра и концертов и откроется 27 июня 2025 премьерой главной оперы трилогии Да Понте «Дон Жуан» В. А. Моцарта под музыкальным руководством Владимира Юровского. Режиссёр спектакля Д. Херман известен современными прочтениями известных сюжетов, переодеванием небожителей в пальто, а русалок — в проституток; словом, вряд ли предложит что-то новое. Состав, между тем, прелюбопытнейший: Константин Криммель (Дон Жуан), Кристоф Фишессер (Командор), Вера-Лотте Бёккер (Донна Анна), Джованни Сала (Дон Оттавио), Саманта Хэнки (Донна Эльвира), Кайл Кеттельсен (Лепорелло), Эйвери Амеро (Церлина), Михаэль Мофидян (Мазетто).
Дирижёр: Владимир Юровский.
Место: Национальный театр.
Даты: 27, 30 июня, 4, 6 (прямая трансляция в рамках акции «Опера для всех»), 8 июля 2025.
«Дочь полка» Гаэтано Доницетти (1839) — образец комической оперы, где в конце никто не умер. Смотреть и слушать нужно даже чаще, чем «Любовный напиток», чтобы не утратить веру в то, что на оперных сценах хоть иногда случается что-то, после чего не хочется удавиться. Впрочем, и здесь главный герой Тонио предаёт родину ради любимой девушки. Словом, не всё так однозначно. Режиссёр Дамиано Микьелетти поставил «красочный» спектакль в чёрно-сине-белых тонах и костюмах. Но это и не важно, так как состав бесподобный. В главных партиях Серена Саенс, Доротея Рёшман, Санни Меллес, Лоуренс Браунли, Миша Кирия, Мартин Снел и др.
Дирижёр: Стефано Монтанари.
Место: Национальный театр.
Даты: 28 июня, 1 июля 2025.
В качестве ценной интермедии 29 июня 2025 на сцене Национального театра труппа Баварского балета исполнит второй главный балет XX века «Ромео и Джульетту» С. С. Прокофьева (первый балет, разумеется, «Спартак» Хачатуряна, а третий, само собой, «Золотой век» Шостаковича). Напомню, что уровень балетной труппы Баварского балета зиждется на традициях школы великой Майи Плисецкой и до 2022 года поддерживался выдающимся артистом балета Игорем Зеленским. Сегодня это третья по значению балетная труппа мира за пределами России, которая имеет полное право называться балетной (первая труппа Парижской оперы, вторая — New York City Ballett Баланчина; всё остальное — не первая линия пляжа, хотя всё ещё лучше, чем критически низкий уровень Венского государственного балета, хуже которого нет, конечно, ничего ни в Африке, ни в Антарктиде [2]).
«Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта (1786) — опера о неизбежности угасания сексуального влечения и о ролевых конфликтах сервисного персонала, выливающихся в ролевые игры с работодателями. Режиссёр Евгений Титов предлагает классическую комедию положений с жёстким стёбом и пёстрыми костюмами «вырви глаз» на фоне чёрного ничего. Состав исполнителей премиальный: Давиде Лучано, Мария Бенгтсон, Жюли Фукс, Филипп Слай, Эмили ДАнджело, Доротея Рёшман и др.
Дирижёр: Сусанна Малкки.
Место: Национальный театр.
Даты: 3 июля 2025.
«Так поступают все» В. А. Моцарта (1790) — опера о глупости молодости и циничности старости. Страсть, любовь, ненависть, споры, обмен партнёрами, — для безусловного успеха у публики парочки убийств только не хватает. Но режиссёр Бенедикт Эндрюс с лихвой их компенсирует своим актуальным прочтением. Состав изумительный, пропустить невозможно: Ольга Кульчинская в партии неприступной Фьордилиджи, Эйверои Амеро в партии приступной Дорабеллы, Андрей Жилиховский в партии бравого баритона Гульельмо, Дэниель Беле в партии ранимого тенора Феррандо, Сандрина Пью в партии жадной домохозяйки Деспины и Томас Хэмпсон в партии сбитого лётчика Дона Альфонса.
Дирижёр: Кристофер Моулдс.
Место: Национальный театр.
Даты: 5 июля 2025.
«Катя Кабанова» Леоша Яначека (1921) — образец драмоперы под гениальную, но нудную музыку, исполняемую обычно без антракта, чтобы публика не разбежалась. Смотреть и слушать нужно только для общего развития, то есть если вы не психиатр, не музыковед, не литературовед, не яначековед и не дирижёр, получить удовольствие от этого материала практически невозможно. Но польский режиссёр Кшиштоф Варликовский наверняка придумает, чем развлечь доверчивых гостей фестиваля. К тому же состав в единственном представлении этого зубодробительного шедевра экстраординарный. В главных партиях Коринн Уинтерс, покорившая в этой партии чопорный Зальцбург в 2022, Милан Силянов, Павел Чернох, Виолета Урмана, Джон Дашак, Коринн Уинтерс и др.
Дирижёр: Мирга Гражините-Тыла.
Место: Национальный театр.
Даты: 7 июля 2025.
«Сельская честь» Пьетро Масканьи (1890) и «Паяцы» Руджеро Леонкавалло (1892) — два шедевра веризма, или оперного реализма в духе итальянского экстатизма, то есть когда на сцене орут, а в зале рыдают. Смотреть и слушать надо всем обязательно по многу раз, и даже неважно, что придумал под эту великую музыку двух великих композиторов режиссёр Франческо Микели. Состав исполнителей исключительный. В главных партиях Екатерина Семенчук (Сантуцца), Джонатан Теттельман (Туридду), Айлин Перес (Недда), Йонас Кауфман (Канио), Вольфганг Кох (Альфио, Тонио), Анджей Филончик (Сильвио) и др.
Дирижёр: Андреа Баттистони.
Место: Национальный театр.
Даты: 9, 12 июля 2025.
«Дидона и Эней» Генри Пёрсела (1688) и «Ожидание» Арнольда Шёнберга (1924) — мелодраматический диптих из эпохи барокко и эстетики небытия XX века. Инсценировка обещает стать событием в связи с концепцией Кшиштофа Варликовского. В главных партиях: Соня Йончева, Гюнтер Папеннделль, Эрика Байкофф, Ринат Шахам и др.
Дирижёр: Валентин Урюпин.
Место: Национальный театр.
Даты: 13, 16 июля 2025.
«Разбойники» Джузеппе Верди (1847) — опера по драме Ф. Шиллера в постановке Йоханнеса Эрата путешествие в мир брутального Верди. Это непривычно, интересно и музыкально. Главное — звёздный состав: Лизетт Оропеса, Шарль Кастроново, Эрвин Шротт, Алексей Марков и др.
Дирижёр: Антонио Фольяни.
Место: Национальный театр.
Даты: 17, 20 июля 2025.
«Пенелопа» Габриэля Форе (1912) — опера о страданиях в стиле модерна: музыка плавная, ползучая и вязкая, как мёд с воском, всё заунывно-медитативное, режиссура Андреи Брет тоже ничего радостного не обещает. Состав интересный. В главных партиях Виктория Каркачева (Пенелопа) и Брэндон Йованович (Улисс).
Дирижёр: Сусанна Мэлкки.
Место: Принцрегенттеатр.
Даты: 18, 21, 23, 26, 29 июля 2025.
«Любовь Данаи» Рихарда Штрауса (1938–1940) — безжалостная, остроумная и искромётная пародия Р. Штрауса на своего тёзку Р. Вагнера. Речь не только о нудной лейтмотивной эстетике гезамткунстверка, но и о главной глыбе немецкого эпического романтизма — «Кольце нибелунга». Одним словом, ничего у Р. Штрауса святого не было. Имя режиссёра Клауса Гута в афише говорит о том, что надо брать, даже если будет плохо, поскольку плохо у этого режиссёра почти не бывает. Премьера состоялась 2 февраля 2025. В главных партиях Кристофер Мальтман, Малин Быстрём, Андреас Шагер, Эрика Байкофф и др.
Дирижёр: Себастиан Вайгле.
Место: Национальный театр.
Даты: 19, 22 июля 2025.
«Золото Рейна» Рихарда Вагнера (1854) — опера о несовместимости любви и власти поставлена Тобиасом Кратцерем как религиозная метафора о крушении идеалов, гибели бога и манипуляции доверием. Работа остроумная, состав бесподобный: Николас Браунли, Милан Силянов, Шон Паниккар, Мартин Винклер, Екатерина Губанова и др.
Дирижёр: Владимир Юровский.
Место: Национальный театр.
Даты: 25, 28, 31 июля 2025
«Русалка» Антонина Дворжака (1901) — опера об смертельной опасности неоправданных ожиданий и напрасных иллюзий в трагическом миноре «знай, сверчок, свой шесток»: как бы главная героиня ни хотела стать человеком, как бы красиво на луну ни голосила и какими бы чудесами пластической хирургии ни злоупотребляла, — а всё ж таки рыба человеку не товарищ. Режиссёр Мартин Кушей создал симпатичный триллер про педофила-насильника, но это у него явно что-то личное. Состав прямо премьерный, как на выставку достижений. В главных партиях Асмик Григорян, Павол Бреслик, Елена Гусева, Окка фон дер Дамерау, Екатерина Буахидзе, Кристоф Фишессер и др.
Дирижёр: Эдвард Гарднер.
Место: Национальный театр.
Даты: 26, 29 июля 2025.
«Лоэнгрин» Рихарда Вагнера (1848) — опера о вере и доверии, о манипуляциях и обиде, о застенчивости добродетели и бесстыдстве злобы, иными словами, о том, как одна вредная баба своими деструктивными психотехниками довела другую до нервного срыва и погибели. Очень полезный контент. Режиссёр Корнель Мундруцо любит придумывать чепуху, но здесь главное не он, а артисты: Пётр Бечала, Рене Папе, Рейчел Вилс-Сёренсен, Аня Кампе, Вольфоаг Кох и др.
Дирижёр: Себастиан Вайгле.
Место: Национальный театр.
Даты: 27, 30 июля 2025
Основную программу Мюнхенского фестиваля дополняют, кроме упомянутой «Ромео и Джульетты» С. Прокофьева (29 июня и 2 июля), романтические балеты «Сильфида» (11 июля 2025) и «Жизель» (15 июля).
Не менее интересна и обширная концертная программа, состоящая из камерных концертов в театре Кувилье, Старой Пинакотеке и Национальном театре и сольных концертов Дианы Дамрау (14 июля 2025, Национальный театр), Геральда Финли (15 июля 2025, Принцрегенттеатр), Петра Бечалы (18 июля 2025, Национальный театр) Кристиана Герхаера (20 и 22 июля) и Юлии Кляйтер (20 июля 2025, Принцрегенттеатр), Йонаса Кауфмана (23 июля 2025, Национальный театр), Константина Криммеля (24 июля 2025, Принцрегенттеатр).
Более подробную информацию можно найти на сайте Баварской оперы и Мюнхенского оперного фестиваля. Канал «Девятая ложа» будет подробно освещать Мюнхенский оперный фестиваль.
Примечания:
1) Ни в одном открытом онлайн-источнике, кроме Википедии и сайта самой Баварской оперы, эта информация не встречается. Более того, оба источника путаются в показаниях, называя исполнения 1875 года то «Festsommer», то «Festlicher Sommer». С одной стороны, принципиальной разницы в названиях никакой, а с другой: ясности эта путаница не добавляет: что же там в итоге было, какие оперы и где исполнялись, и был ли вообще мальчик?
2) Подробнее о спектаклях Венского государственного балета можно почитать по ссылкам: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».
Фото с сайта Баварской оперы
Салон «Европа» предлагает полный спектр профессиональных услуг, связанных с пошивом штор в Москве. Вы можете заказать шторы на нестандартные окна из лучших тканей Европы и Азии, пошив тюля, римские шторы и многое другое.