Кто бы поверил еще сравнительно недавно, что наши певцы не просто научатся петь репертуар бельканто, но и всерьез станут претендовать на передовые в нем позиции на мировой сцене? Тем не менее это уже происходит на наших глазах. Анна Нетребко, Ильдар Абдразаков, Максим Миронов, Дмитрий Корчак — список можно продолжать.
Дмитрия Корчака в последние годы услышишь у нас нечасто. Он не только делает успешную международную карьеру, но и проживает с семьей в Италии, продолжая, впрочем, числиться солистом московской Новой Оперы (где во время «Крещенской недели» в январе должен спеть Ленского). Нынешнее его выступление состоялось в Большом зале консерватории вместе с Национальным филармоническим оркестром России под управлением Владимира Спивакова, являющегося, кстати сказать, своего рода крестным отцом Корчака. Именно Спиваков одним из первых поверил в молодого певца, когда в него не верил, кажется, почти никто, удостоил его стипендии своего Благотворительного фонда, пригласил участвовать в первом своем фестивале. На сей раз Корчак предстал перед публикой в статусе восходящей звезды романтического бельканто, исполнив фрагменты из опер двух его столпов, Беллини и Доницетти.
Этот репертуар стал в последнее время на Западе ноу-хау Корчака. Вот и в Москву он прилетел, только-только отпев в Ковент Гардене блок «Любовных напитков». Соответственно, в звучании голоса подчас ощущалась некоторая усталость, а времени на репетиции с партнершей и оркестром было слишком мало. Тем не менее те, кто жаждал настоящего бельканто, в целом не были разочарованы. Корчаку удалось выработать как бы специальный тембр для бельканто, напоминающий старых итальянских мастеров, овладеть соответствующей манерой пения (в чем, безусловно, велика заслуга его педагога Дмитрия Вдовина), хотя работать еще есть над чем. К примеру, верхние ноты не всегда прикрыты и нередко приобретают форсированный характер, что несколько выпадает из стиля бельканто. Но с другой стороны, много ли сегодня в мире теноров, которые вообще могли бы спеть, к примеру, тех же беллиниевских «Пуритан» и взять все те сверхвысокие ноты, что там прописаны? Раз-два, и обчелся. Не будем поэтому слишком уж придираться к молодому певцу, чье становление еще далеко не завершено, а лучше по достоинству оценим то, что он способен дать уже сейчас.
Партнершей Дмитрия Корчака была в этот вечер молодая певица Марина Зятькова, выпускница той же Академии хорового искусства Виктора Попова, в Москве еще практически неизвестная, зато успевшая уже победить на нескольких международных конкурсах, в том числе совсем недавно в Страсбурге, где завоевала Гран-при. И можно пожалеть, что в это первое знакомство с певицей москвичи смогли лишь догадываться о ее потенциале, поскольку ни одного сольного номера исполнить ей так и не дали, даже на бис. Тем не менее, скажем, в сценах из «Пуритан» и «Сомнамбулы» можно было вполне ощутить и качество голоса, и легкость звуковедения, и хорошие перспективы на будущее в белькантовом (и не только) репертуаре.
НФОР с Владимиром Спиваковым не раз уже превосходно исполняли фрагменты из итальянских опер, вновь и вновь заставляя сожалеть, что полностью еще не приготовили ни одной. Среди прозвучавших в этот вечер оркестровых номеров стоит отдельно отметить редко исполняемую увертюру к «Разбойникам» Верди. Увертюра к его же «Силе судьбы» была сыграна отлично, но ее-то они играли уже много раз. Что касается россиниевской «Семирамиды», то по сравнению с исполнением этой увертюры на недавнем фестивале Спивакова, в данном случае налицо был определенный прогресс, хотя подлинной россиниевской легкости все еще недоставало. Однако оркестр и маэстро проявили себя не только в увертюрах. К примеру, очень ярко и стильно прозвучали фрагменты из «Пуритан», где было немало и собственно оркестровых кусков. Как тут было не вспомнить, что лет пять назад Спиваков дирижировал эту оперу непосредственно в Италии, в Генуе, и судя по всему хорошо ею проникся. Так, может быть, именно с этой оперы и стоит начать — благо, и состав имеется...
Дмитрий Морозов