Надя Михаэль (нем. Nadja Michael; род. 3 января 1969, Вурцен, ГДР) — немецкая оперная певица (сопрано).
Немецкая оперная певица Надя Михаэль родилась в ГДР, в Лейпциге. Талант певицы Надя открыла в себе не сразу – в подростковом возрасте девочку больше привлекал спорт, она весьма серьезно занималась плаванием, но скоро перестала видеть какой-то смысл в механическом повторении движений, да и потенциала будущей олимпийской чемпионки в себе не чувствовала.
Хоть Надя и является уроженкой Восточной Германии, обучалась она на Западе – сначала в Штутгарте, затем в США, в Блумингтонском университете. В начале своей оперной карьеры певица выступала в меццо-сопрановых партиях. Она исполняла роль Венеры в «Тангейзере» в Вене и Тулузе, Кармен в Брюсселе и Неаполе, Амнерис в Генуе и Вероне, Эболи в Гамбурге и Лондоне, Кассандру в «Троянцах» Гектора Берлиоза в Лейпциге и Флоренции, а также принимала участие в концертном исполнении «Тристана и Изольды» в партии Брангены.
Карьера Нади в качестве меццо-сопрано складывалась успешно, но наступил момент, когда этот репертуар стал некомфортен для ее голоса. И вот артистка дебютирует в качестве сопрано. Произошло это в 2005 г., Надя выступила на сцене Нидерландской оперы в роли Мариэтты в «Мертвом городе». Эта опера Эриха Вольфганга Корнгольда – прямого продолжателя вагнеровских оперных традиций – ставится не так уж часто, поскольку для нее необходимо исключительно сильное лирико-драматическое сопрано, но Надя Михаэль обладает голосом как раз такой природы.
В дальнейшем в репертуаре ее появляются новые сопрановые партии: Леонора в «Фиделио», леди Макбет, Ифигения, Елизавета в «Тангейзере», заглавная роль в «Саломее» Рихарда Штрауса, Тоска, Медея в одноименной опере Луиджи Керубини.
Последнее произведение иногда называют «неисполнимо сложным» «слишком длинным и рыхлым» – но ведь именно Медея была любимой ролью великой Марии Каллас! Когда же эту роль впервые исполнила Надя Михаэль, критики заговорили о рождении новой великой певицы. У нее для этой роли есть все – и пронзительные высокие ноты, и зловеще рокочущие «низы». Есть у артистки и драматический дар – ее с полным правом можно назвать не просто певицей, а «поющей актрисой». Недаром в ее репертуаре так много героинь с трагически изломанной судьбой. Воплощая такие образы, как леди Макбет, Медея или Саломея, Надя Михаэль старается донести до публики мысль о том, что «злые люди – тоже люди», ведь эти героини начинали разрушать все то, что было им так дорого, когда злая судьба выжгла в них все доброе.
Еще одну злодейку – на сей раз из вагнеровского репертуара – Михаэль впервые сыграла в России. В 2016 г. на сцене Мариинского театра певица выступила в партии Ортруды в «Лоэнгрине», а ее партнершей – исполнительницей роли Эльзы – стала Анна Нетребко. В процессе работы певицу поразил тот «командный дух», какого она никогда не замечала в европейских театрах. К счастью, будучи восточной немкой по происхождению, она достаточно легко смогла вписаться в такой стиль работы.
Сыграла Надя Михаэль на российской сцене и другую трагическую героиню – в Большом театре она выступила в партии Катерины Измайловой. В этот образ она привнесла оттенок немецкого экспрессионизма, поднимаясь до предельного эмоционального накала в сценах, связанных не столько с любовью, сколько со смертью – с призраком Бориса Тимофеевича, над трупом Зиновия Борисовича, в арии «В лесу, в самой чаще есть озеро». Впрочем, первое выступление Нади в России состоялось гораздо раньше – в 2009 г. когда она дала в Москве концерт с Национальным филармоническим оркестром России.
Певица выступала на лучших фестивалях мира и регулярно появлялась на ведущих оперных сценах — она пела на Зальцбургском фестивале, на летнем фестивале Arena di Verona, на Глайндборнском оперном фестивале. Вместе с Чикагским симфоническим оркестром исполняла роли Брангены («Тристан и Изольда» Вагнера) и Дидоны («Троянцы» Берлиоза) под управлением Даниэля Баренбойма и Зубина Меты.
В феврале 2007 года она с огромным успехом дебютировала на сцене миланского театра La Scala в роли Саломеи в одноименной опере Рихарда Штрауса; вслед за этим ангажементом последовала роль Леоноры в «Фиделио» Бетховена в Венской Государственной опере. 2008 год принес ей успех в ролях Саломеи на сцене Лондонской Королевской оперы «Ковент-Гарден», Медеи («Медея» Керубини) в брюссельском театре La Monnaie и Леди Макбет («Макбет» Верди) в Баварской Государственной опере.
В 2005 г. за исполнение партии Марии («Воццек» Берга) в Амстердаме Надя Михаэль получила Prix´d Amis и была признана лучшей певицей сезона 2004-2005. В 2005 г. мюнхенской газетой Tageszeitung певица была названа «Розой недели» после ее блистательного выступления в «Песни о земле» Г. Малера с Зубином Метой, тот же титул она получила в октябре 2008 за дебют в опере «Макбет» Верди в Баварской Государственной опере. В январе 2008 Надя Михаэль получает приз Kulturpreis от Axel Springer publishing house’s в категории «опера», а в декабре удостаивается награды Die goldene Stimmgabel за исполнение роли Саломеи в Лондонской Королевской опере «Ковент-Гарден». Кроме того, за эту работу она получила премию ITV AWARD 2009.
В 2012 году Надя Михаэль дебютировала в Метрополитен-опера (Нью-Йорк, США), исполнив партию Леди Макбет в опере Джузеппе Верди «Макбет» вместе с Томасом Хэмпсоном (Макбет). В 2015 году она вернулась в Мет, приняв участие в постановке оперы Белы Бартока «Замок герцога Синяя Борода».
В 2017 году приняла участие в съёмках пятого сезона проекта телеканала «Культура» «Большая Опера — 2017» в качестве члена жюри. В 2022 году Надя Михаэль стала лауреатом VII национальной оперной премии «Онегин» (премия «От России с любовью»).