Эрнест Ансерме

Ernest Ansermet

Дата рождения
11.11.1883
Дата смерти
20.02.1969
Профессия
Страна
Швейцария

Эрнест Ансерме / Ernest Ansermet

Своеобразная и величественная фигура швейцарского дирижера знаменует собой целую эпоху в развитии современной музыки. В 1928 году немецкий журнал «Ди Музик» в статье, посвященной Ансерме, писал: «Как немногие дирижеры, он целиком принадлежит нашему времени. Лишь исходя из многогранной, противоречивой картины нашей жизни, можно постичь его личность. Постичь, но не свести к единой формуле».

Рассказывать о необычном творческом пути Ансерме — во многом означает также рассказывать историю музыкальной жизни его страны, и прежде всего замечательного «Оркестра Романской Швейцарии», основанного им в 1918 году.

К моменту основания оркестра Эрнесту Ансерме было 35 лет. С юности он увлекался музыкой, просиживал долгие часы за роялем. Но систематического музыкального, а тем более дирижерского образования не получил. Учился в гимназии, в кадетском корпусе, в Лозаннском колледже, где изучал математику. Позже Ансерме ездил в Париж, посещал дирижерский класс консерватории, провел одну зиму в Берлине, слушая концерты выдающихся музыкантов. Ему долго не удавалось осуществить свою мечту: необходимость зарабатывать на жизнь заставляла молодого человека заниматься математикой. Но все это время Ансерме не оставлял помыслов стать музыкантом. И когда, казалось, перед ним открылись перспективы научной карьеры, он бросил все, чтобы занять случайно подвернувшееся скромное место капельмейстера маленького курортного оркестра в Монтрё. Здесь в те годы собиралась модная публика — представители высшего света, богачи, а также артисты. Среди слушателей молодого дирижера оказался как-то Игорь Стравинский. Эта встреча стала решающей в жизни Ансерме. Вскоре по совету Стравинского Дягилев пригласил его к себе — в русскую балетную труппу. Работа здесь не только помогла Ансерме приобрести опыт — он познакомился за это время с русской музыкой, страстным почитателем которой, стал на всю жизнь.

В трудные военные годы карьера артиста на некоторое время прервалась — вместо дирижерской палочки он снова вынужден был взять в руки указку преподавателя. Но уже в 1918 году, собрав воедино лучших швейцарских музыкантов, Ансерме организовал по сути дела первый профессиональный оркестр в своей стране. Здесь, на перекрестке дорог Европы, на перепутье различных влияний и культурных течений, он и начал свою самостоятельную деятельность.

Оркестр состоял всего из восьмидесяти музыкантов. Ныне, спустя полвека, — это один из лучших коллективов Европы, насчитывающий более ста человек и известный повсюду благодаря своим гастрольным турне и записям.

С самого начала четко определились творческие симпатии Ансерме, отразившиеся в репертуаре и художественном облике его коллектива. Прежде всего, конечно, французская музыка (особенно Равель и Дебюсси), в передаче красочной палитры которой Ансерме имеет мало себе равных. Затем русская классика, «кучкисты». Ансерме первым познакомил соотечественников, да и многих слушателей других стран, с их творчеством. И наконец — современная музыка: Онеггер и Мийо, Хиндемит и Прокофьев, Барток и Берг, а в первую очередь — Стравинский, один из любимейших авторов дирижера. Способность Ансерме зажечь музыкантов и слушателей, увлечь их причудливыми красками музыки Стравинского, раскрыть во всем блеске стихию его ранних сочинений — «Весны священной». «Петрушки», «Жар-Птицы» — и поныне остается непревзойденной. Как отмечал один из критиков, «оркестр под управлением Ансерме блещет ослепительными красками, весь живет, глубоко дышит и захватывает своим дыханием аудиторию». В этом репертуаре во всем блеске проявился поразительный темперамент дирижера, пластичность его интерпретации. Ансерме чуждался всяческих штампов и эталонов — каждая его трактовка была своеобразна, не похожа ни на какой образец. Быть может, здесь сказалось — в положительном смысле — отсутствие у Ансерме настоящей школы, его свобода от дирижерских традиций. Правда, интерпретация классической и романтической музыки, особенно немецких композиторов, а также Чайковского не была сильной стороной искусства Ансерме: тут его концепции оказывались менее убедительны, часто поверхностны, лишены глубины и размаха.

Страстный пропагандист современной музыки, давший путевку в жизнь множеству произведений, Ансерме, однако, решительно выступал против разрушительных тенденций, присущих современным авангардистским течениям.

Ансерме дважды гастролировал в СССР — в 1928 и в 1937 годах. Мастерство дирижера в исполнении французской музыки и произведений Стравинского было по достоинству оценено нашими слушателями.

Л. Григорьев, Я. Платек

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама