Георгий Эдуардович Конюс

Дата рождения
13.10.1862
Дата смерти
28.08.1933
Профессия
Страна
СССР

Конюс Георгий Эдуардович (1 (13) X 1862, Москва — 28 VIII 1933, там же) — советский музыкальный теоретик, композитор, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1927). Сын Э. К. Конюса.

В 1881–89 учился в Московской консерватории у П. А. Пабста (фортепиано), но вследствие заболевания рук оставил пианистическую специальность; в 1889 окончил Московскую консерваторию по классу композиции у А. С. Аренского (теорией занимался у С. И. Танеева). С 1891 преподавал там же гармонию и инструментовку; в 1899 был уволен из Московской консерватории из-за конфликта с директором консерватории В. И. Сафоновым. С 1902 профессор Музыкально-драматического училища при Московском филармоническом обществе (в 1904–05 директор). В 1905 уволен из училища по политическим причинам (выступал за автономию консерватории). В 1912–19 профессор композиции Саратовской консерватории (в 1917–19 ректор). В 1920–33 профессор кафедры анализа форм (в 1922–29 декан композиторского факультета) Московской консерватории.

Среди учеников Конюса — Н. К. Метнер, А. Н. Скрябин, С. Н. Василенко, Ю. С. Сахновский, К. С. Сараджев, В. В. Пасхалов, Р. М. Глиэр, А. Б. Гольденвейзер, А. Ф. Гедике, Б. Э. Хайкин, В. Э. Ферман, Д. Р. Рогаль-Левицкий, B. В. Хвостенко. В 1900–1910-е гг. участвовал в работе Музыкально-этнографической комиссии при Московском университете, музыкально-научного кружка (с 1908 — «Музыкально-теоретическая библиотека»). В 1921–31 возглавлял лабораторию метротектонического анализа при ГИМНе. В 1886–1912 выступал как музыкальный критик в газете «Московские ведомости», а также «Русское слово», «Новости дня» и др.

Автор музыкальных произведений, в т. ч. балета «Даита» (1896), для хора и оркестра — «Гимна труду» (1912), гимна «1917 год», симфонических и камерных сочинений, романсов. Его сюита для оркестра с хором «Из детской жизни» (1893) и симфоническая картина «Лес шумит» (1890) вызвали горячее одобрение П. И. Чайковского.

Конюс является создателем теории метротектонизма, принадлежащей к наиболее оригинальным музыкально-научным концепциям (наряду с теориями Б. Л. Яворского, C. И. Танеева и Г. Л. Катуара), выдвинутым русской музыкальной теорией начала 20 в. Конюс исследовал в основном лишь одну сторону музыкального целого — временные отношения, считая найденный им «закон равновесия временных величин» абсолютным, в равной мере касающимся как народной песни, так и произведений современных композиторов. Конюс принял в качестве основы своей теории не «покровные», а «скелетные» цельности (термины Конюса, разница между тем и другим подобна различию мотива и такта).

Л. Бетховен. 5-я симфония, 3-я часть

Конюс показал значение временных пропорций (в тактовых соотношениях) для муз. формы как целого. Согласно его теории, временные единицы 2-й половины формы (или в некоторых случаях — крупной её части) отражают соответствующие им единицы 1-й половины. Математическая точность пропорций выражает отточенность формы, необходимую для всякого художественного произведения независимо от его содержания.

Конюс осветил один из аспектов проявления в музыке основных общих эстетических законов — меры, симметрии (в широком смысле слова, а не только как зеркальности), гармонического («кристаллического» — термин Конюса) порядка и обосновал один из т.н. точных методов в музыковедении, помогающий вскрыть структурные закономерности в музыке (см. схему).

Однако теория Конюса страдала абсолютизацией временных отношений, недостаточностью историко-генетических и эстетических обоснований, сложностью, многозначностью принципов членения формы, чрезмерной прямолинейностью в конкретизации концепционных положений, натяжками. Это вызвало критику теории метротеклонизма со стороны русских и зарубежных музыковедов. Конюс критиковал (отчасти необоснованно) концепции метра и формы 19 в. (Р. Вестфаля, X. Римана, Э. Праута).

Конюс перевёл (с рукописи) «Руководство к практическому изучению инструментовки» Э. Гиро (М., 1892). Ряд работ Конюса (рукописи) хранится в Государственном центральном музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки (в т. ч. гл. его труд — «Эмбриология и морфология музыкального организма»).

Схема увертюры к опере «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта

Сочинения:

Сборник задач… для практического изучения элементарной теории музыки, М., 1892; Пособие к практическому изучению гармонии…, М., 1894; Задачник по инструментовке, ч. 1–3, М., 1906–1909; Метротектоническое исследование проблемы музыкальной формы…, «Музыкальная культура», 1924, No 1, в сб.: Г. Э. Конюс, М., 1965; О метротектоническом разрешении проблемы музыкальной формы, «Музыкальная культура», 1924, No 3; Adagio sostenuto сонаты Бетховена op. 27, No 2 метротектоническом освещении, «Музыкальное образование», 1927, No 1–2, в сб.: Г. Э. Конюс, М., 1965; Шуберт и музыкальные формы, в сб.: Венок Шуберту. 1828–1928, М., 1928; Курс контрапункта строгого письма в ладах, М., 1930; Синтаксис музыкальной речи, «Пролетарский музыкант», 1930, No 4, 1932, No 4; Критика традиционной теории в области музыкальной формы, М., 1932; Метротектоническое исследование музыкальной формы, М., 1933; Научное обоснование музыкального синтаксиса, М., 1935; Анализ Adagio Патетической сонаты Бетховена, в сб.: Г. Э. Конюс, М., 1965, в сб.: Из истории советской бетховенианы, М., 1972.

Литература: Карасёв П., Лекция Г. Э. Конюса о музыкальной форме, «РМГ», 1908, No 10; Ферман В., О принципах метротектонизма, «Музыкальное образование», 1928, No 2; его же, Памяти Г. Э. Конюса, «СМ», 1933, No 5; Мазель Л. A., О метротектонизме, «Пролетарский музыкант», 1929, No 7–8; Крылов П. Д., Г. Э. Конюс…, М., 1932; Мазель Л., Rыжкин И., Очерки по истории теоретического музыкознания, вып. 2, М., 1939; Хвостенко В. В., Г. Э. Конюс и Б. Л. Яворский, «Советский музыкант», 1962, 12 дек., No 37–38; Г. Э. Конюс. Статьи, материалы, воспоминания, М., 1965; Рогаль-Левицкий Д. Р., Г. Э. Конюс, в сб.: Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской консерватории, М., 1966.

Ю. Н. Холопов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Кент Нагано Дирижёры

Словарные статьи

Метротектонизм 29.03.2025 в 21:59

рекомендуем

смотрите также

Реклама