Georgy Alexidze
Родился в Тбилиси. Народный артист Грузинской ССР. Окончил МХУ в 1960 (ученик А. Мессерера), балетмейстерское отделение Ленинградской консерватории в 1966 (ученик Ф. Лопухова). В 1961—62 в Театре им. Палиашвили исполнил партии: Ванечка («Доктор Айболит»), па-де-де («Тщетная предосторожность»), неаполитанский танец («Лебединое озеро») и др.
В 1966 на сцене Ленинградской филармонии показал первую программу балетных мипиатюр (дипломная работа) па камерно-инструментальной музыке Ж.-Ф. Рамо, Б. Бриттена, И. С. Баха, К. Дебюсси силами артистов Мариинского театра, организовавших «Камерный балет»; в 1967 — вторую (муз. В. А. Моцарта, Д. Шостаковича, Ю. Фалика); в 1968 — третью (муз. Д. Мийо, А. Кпайфеля, Ф. Kуперена, И. С. Баха, средне-вековых композиторов).
На сцене Мариинского театра поставил балеты: «Орестея» (1968), «Скифская сюита» (1969), «Поцелуй феи» (1970, вып. спектакль ЛХУ), «Дивертисмент» на муз. В. А. Моцарта и «Концерт» на муз. А. Вивальди для творческого вечера И. Колпаковой (1969), «Вариации на тему Шумана» на муз. И. Брамса (1970), «Балетный дивертисмент» (1974), «Вариации па тему Гайдна» на муз. И. Брамса для творческого вечера Г. Комлевой (1975), «Вариации на тему Моцарта» на муз. Ф. Шопена (выпускной спектакль ЛХУ, 1975). В труппе «Хореографические миниатюры» поставил: «Блудный сын» (1978), «Пульчинелла» (1978), «Хореографическая сюита» на муз. М. Березовского (1981), «Миниатюры на музыку русских композиторов XVIII века» (1981), «Орфей» Е. Фомина (1983).
В 1973—79 и с 1985 главный балетмейстер Театра им. Палиашвили, где поставил: «Орестея», «Классическая симфония»; «Вариации на тему Моцарта» на муз. Ф. Шопена, «Берикаоба» А. Квернадзе (все — 1973), «Чакона» на муз. И. С. Баха, «Балетный дивертисмент», «Античные эскизы» С. Цинцадзе (все — 1974), «Коппелия» (1975) , «Хореографическая сюита» на муз. О. Тактакишвили, «Сванская легенда» («Дали и охотник») С. Цинцадзе, «Щелкунчик» (все — 1977), «Медея» Р. Габичвадзе (1978), «Вальпургиева ночь» (танцы в опере «Фауст», 1978).
В Тбилисском ХУ поставил: «Детская симфония» на муз. Й. Гайдна, «Концерт № 3» на муз. А. Баланчивадзе (оба — 1978), «Детская сюита» на муз. И. Стравинского, «Детский альбом» на муз. П. Чайковского (оба— 1979) .
В 1979—82 главный балетмейстер Пермского театра, где поставил: «Золушка» (1980), «Моцартиана», «Испытание Дамиса, или Барышня-служанка», «Блудный сын» (все — 1981), «Сильвия» (1982).
В 1967—73 и в 1981—85 педагог балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории. На сцене Оперной студии консерватории поставил: «Соната Бетховена», «Блестящий дивертисмепт» (оба — 1983), программа творческого вечера Н. Долгушина (1984), «Дон Жуан» (1985).
Ставил балеты на сценах театров Вильнюса, Таллина, Еревана.
По концертным программам Алексидзе созданы т/ф «Тема с вариациями» (1971) и к/ф «Античные миниатюры» («Ленфильм», 1972).
Балетмейстер успешно работает в области создания камерных хореографических произведений, одноактных балетов. Его творчество прочно опирается на классическую хореографию, отличается фантазией, музыкальностью, вкусом. «Пробой пера» для Алексидзе явился одноактный балет на музыку «Маленькой ночной серенады» Моцарта, поставленный для Ленинградской студии телевидения. Балетмейстер тонко высветил главные темы музыкальной партитуры, создал прозрачные, зыбкие в своей красоте ансамбли. Обращаясь к музыке Рамо и произведениям средне-вековых композиторов, Алексидзе рассматривает их с позиций нашего современника. Для Алексидзе характерно «обращение к духовному миру человека, интерес к сложности и противоречивости взаимоотношений» (Г. Добровольская) , что и привело его к созданию балета «Орестея». Ф. Лопухов отметил эту работу Алексидзе не только как лучшее его произведение, но и как «достижение советской xopeoграфии».
Темы, к которым обращается Алексидзе, всегда неординарны. Это художественные срезы какой-либо эпохи, взятые во всем их разнообразии. С музыкой «средного» уровня балетмейстер не работает никогда, убежденный, что балетное искусство берет начало из духа музыки. Постепенно расширялся творческий диапазон Алексидзе — от миниатюры к большому хореографическому полотну. Так, в его «послужной список» вошли балеты на музыку русских, советских и зарубежных композиторов, разных по национальности, стилю и устремлепиям. И в какую бы форму ни облек балетмейстер свой замысел, всюду у него действуют полнокровные человеческие характеры, отражающие свою эпоху и борения страстей.
Сочинения: Оживают партитуры прошлого (интервью с Е. Ерофеевой).— Сов. балет, 1982. № 6.
Литература: Прохорова В. Георгий Алексидзе.— Тб., 1982: Деген А., Ступников И. Талант ясный, своеобразный.— В кн.: Музыка и хореография современного балета. Л., 1974, вып. 4; Чистякова В. Дебют «Каменного балета».— Муз. жизнь, 1966, № 23; Кремшевская Г. От Рамо до Пуленка.— Т-р, 1967, № 1; Ступников И. Поиск продолжается.— Смена, 1967, 6 мая; его же. Из дома муз.— Театр, жизнь, 1967, № 23; Лопухов Ф. В дерзаниях — победа.— Сов. музыка, 1969, № 6. Прохорова В. От миниатюр к полотнам.— Театральная жизнь. 1981, № 9; Ступников И. Лица необщим выраженьем...— Театральная жизнь, 1984, № 8.
А. Деген, И. Ступников