Опера Яна Циккера «Бек Баязид»

Beg Bajazid

Дата премьеры
16.02.1957
Жанр
Страна
Словакия

БЕК БАЯЗИД / Бег Баязид (Beg Bajazid) — опера Я. Циккера в 3 д. с прологом, либретто Я. Смрека по поэме С. Халупки «Турок из Поники». Премьера: Братислава, 16 февраля 1957 г., под управлением Т. Фрешо.

Действие оперы развертывается в отдаленном прошлом (XVI в.), однако обращение ее авторов к истории борьбы словацкого народа с турецкими захватчиками было, очевидно, подсказано событиями XX в. — оккупацией Чехословакии фашистами.

Турецкий бек Гасан потерял сына во время эпидемии чумы в Константинополе. Солдаты приводят словацкого мальчика Томашека, который должен стать его приемышем. Проходит 27 лет. В словацкое село снова врываются турки, предводительствуемые молодым воином, беком Баязидом. Героическое сопротивление крестьян сломлено, мужчины перебиты, а женщины — среди них Анна, у которой турки много лет назад похитили ребенка, и Катка, дочь убитого турками старосты,— угнаны в турецкую неволю. Катка стала женой Баязида, у нее родился ребенок, но сердце ее полно тоской, хотя она и живет в довольстве. Ее соплеменники, бесправные рабы, называют ее предательницей. Молодая женщина пытается им помочь, но это не заглушает ее горя. Старая Анна, только что оправившаяся после долгой болезни, впервые видит ребенка Баязида и замечает на его теле родимые пятна, сходные с теми, какие были на теле ее похищенного младенца. Она осеняет Баязида крестом, тем самым признавая его своим сыном. Баязид, услышав колыбельную, которую напевают, баюкая его ребенка, Анна и Катка, испытывает странное чувство — смутные воспоминания рождаются в его душе. Тогда старый солдат Абдул, служивший еще его приемному отцу, открывает Баязиду правду: он не турок, а словак, христианин. Вместе с женой, матерью и ребенком, со всеми освобожденными из плена словаками Баязид, теперь уже снова и навеки Томашек, возвращается на родину.

Патриотическая идея получила в опере яркое воплощение. Образ Баязида сложен и многогранен. Его душевная борьба, смятение чувств выражены правдиво и сильно. Финал II д., колыбельная Анны, терцет Анны, Катки и Баязида, его монолог в III д. «Прости мне, край родной» принадлежат к лучшим страницам оперы. Музыкальная драматургия ее строится на контрасте словацких и турецких образов. Автор развернул выразительную картину восточного мира (превосходные танцы одалисок); интонационное столкновение двух миров особенно рельефно представлено в финале II д., а образы родины выражены всего глубже в последнем действии. Конструкция оперы стройна, закономерна: пролог образует завязку, I д. — набег турок, II д. — Баязид узнает правду, III д. — возвращение на родину.

А. Гозенпуд

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама