Ernest Bloch
Швейцарский и американский композитор, скрипач, дирижёр и педагог. Учился в консерватории у Э. Жак-Далькроза (Женева), Э. Изаи и Ф. Расса (Брюссель), И. Кнорра (Франкфурт-на-Майне) и Л. Тюиля (Мюнхен). В 1909-10 работал дирижёром в Лозанне и Невшателе. Позднее выступал как симфонический дирижёр в США (с собственными произведениями). В 1911-15 преподавал в Женевской консерватории (композиция, эстетика). В 1917-30 и с 1939 жил в США, был директором Кливлендского музыкального института (1920-25), директором и профессором консерватории в Сан-Франциско (1925-1930). В 1930-38 жил в Европе. Блох — почётный член римской академии музыки «Санта-Чечилия» (1929).
Известность Блоху принесли произведения, написанные на основе старинных еврейских мелодий. Он не разрабатывал мотивы еврейского музыкального фольклора, а лишь опирался в своих сочинениях на древне-восточную, гебраистскую основу, мастерски претворяя в современном звучании типичные черты древнего и современного еврейского мелоса (симфония с пением «Израиль», рапсодия «Шеломо» для виолончели с оркестром и др.).
В сочинениях начала 40-х гг. характер мелодии становится более строгим и нейтральным, в них менее ощутим национальный колорит (сюита для оркестра, 2-й и 3-й квартеты, некоторые инструментальные ансамбли). Блох — автор статей, в т. ч. «Человек и музыка» («Man and Music», в «MQ» 1933, No 10).
Сочинения:
оперы — Макбет (1909, Париж, 1910), Иезавель (не оконч., 1918); синагогальная торжеств. служба Avodath Hakodesh для баритона, хора и орк. (1-е исп. Нью-Йорк, 1933); для оркестра — симфонии (Израиль, с 5 солистами, 1912-19), Короткая симфония (Sinfonia breve, 1952), симф. поэмы Зима-весна (Hiver — Printemps, 1905), 3 евр. поэмы (Trois poemes Juifs, 1913), Жить и любить (Vivre et aimer, 1900), эпич. рапсодия Америка (1926, посв. А. Линкольну и У. Уитмену), симф. фреска Гельвеция (1929), симф. сюита Заклинания (Evocations, 1937), симф. сюита (1945); для разн. инстр. с орк. — евр. рапсодия для влч. Шеломо (Schelomo: a Hebrew rhapsody, 1916), сюита для скр. (1919), Баал Шем (Baal Shem) для скр. с орк. или фп. (3 картины из жизни хасидов, 1923, — самое популярное соч. Б.); 2 concerti grossi — для скр. и фп. (1925) и для струн. квартета (1953), Глас вопиющего в пустыне (Voice in the wilderness, 1936) для влч.; концерты с орк. — для скр. (1938), 2 для фп. (1948, Concerto symphonique, 1949); камерные соч. — 4 эпизода для камерного орк. (1926), концертино для альта, флейты и струнных (1950), инстр. ансамбли — 4 струн. квартета, фп. квинтет, 3 ноктюрна для фп. трио (1924), 2 сонаты — для скр. и фп. (1920, 1924), для влч. и фп. — Еврейские размышления (Meditation hebraique, 1924), Из еврейской жизни (From Jewish life, 1925) и евр. музыка для органа; песни.