«Поэту», Op. 45 — вокальный цикл русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова (1898).
История создания
В «Летописи моей музыкальной жизни» Римский-Корсаков пишет мимоходом: «Весною 1898 года я написал еще несколько романсов...» Что же скрывалось под этим словом «еще»? Дальнейшие записи, относящиеся к этому году, посвящены полностью «Вере Шелоге» и «Царской невесте» — двум операм, которые в это время сочинял композитор. В это же время были написаны еще два романса, посвященные исполнительнице главных ролей в операх Римского-Корсакова — певице Надежде Забеле-Врубель. Таким образом, приведенное глухое упоминание — единственное свидетельство создания последнего вокального цикла композитора — «Поэту», в который вошли одноименный романс на стихи А. Майкова (1817—1875), а также «Сомнение» (1839), «Искусство» и «Октава» (1841) на стихи А. Пушкина (1799—1837).
Но в появлении этого цикла есть некий таинственный, нерасшифрованный момент. Первоначально в нем предполагалось четыре номера. В 1898 году Беляев издал четыре романса ор. 45, однако в это издание входил, кроме романсов «Искусство», «Октава» и «Сомнение», еще и романс «Эхо» на текст некоего Андреевского. Ни инициалы, ни даты рождения, ни какие-либо другие сведения о нем неизвестны. Быть может, под этой фамилией скрывался сам композитор, «сын Андрея»? Романс был написан еще в 1883 году и первоначально издан под ор. 27. По-видимому, уже позднее композитор написал последний номер на стихотворение Пушкина «Эхо» (1831). Разумеется, два одинаковых названия в одном цикле были невозможны, и композитор дал последнему номеру название «Поэт», который определил название цикла и создал ему некую рамку: от первого номера к последним строкам пушкинского «Эха»:
Ты внемлешь грохоту громов
И гласу бури и валов,
И крику сельских пастухов, —
И шлешь ответ;
Тебе ж нет отзыва...
Таков И ты, поэт!
Самым ярким номером сборника стал «Октава» на стихи Майкова:
Гармонии стиха божественные тайны
Не думай разгадать по книгам мудрецов.
У брега сонных вод, один бродя случайно,
Прислушайся душой к шептанью тростников,
Дубравы говору; их звук необычайный
Прочувствуй и пойми в созвучии стихов.
Музыка
«Поэту» как цикл менее удачен. Он несколько надуман по замыслу и не отличается цельностью, характерной для двух предшествующих циклов. Однако в нем есть подлинный шедевр, одна из вершин русского романсного творчества.
№3, «Октава», — удивительно гармоничен. Его открывают, как торжественная арка, медленные мерные аккорды. На их фоне и разворачивается спокойная, выразительная и нежная мелодия, лирический гимн искусству.
Л. Михеева