Чайковский. Симфоническая фантазия «Фатум»

Fatum (c-moll), Op. 77

Композитор
Год создания
1868
Дата премьеры
27.02.1869
Жанр
Страна
Россия
Пётр Ильич Чайковский / Pyotr Tchaikovsky

Сочинена в сентябре — декабре 1868, в Москве.

Посвящена М. А. Балакиреву. Впервые в симфоническом творчестве Чайковского уже в самом программном заглавии фигурирует идея фатума, столь важная для идейного содержания многих его крупных произведений зрелого периода. Позже, в Четвертой симфонии, вновь возникнет прямое обращение к образу роковой силы, тяготеющей над человеком, мешающей его стремлению к счастью.

Что в данном случае послужило основанием для создания такого произведения, сказать трудно. Объяснить и расшифровать свой достаточно загадочный замысел Чайковский не пытался. Невыясненным остается и его отношение к тем стихам К.Батюшкова, которые были помещены при первом исполнении Фантазии в концертных программках без согласия композитора:

...Ты знаешь, что изрек,
Прощаясь с жизнью, седой Мельхиседек:
«Рабом родился человек,
Рабом в могилу ляжет,
И Смерть ему едва ли скажет,
Зачем он шел долиной скудных слез,
Страдал, терпел, рыдал, исчез.

Две версии появления этого эпиграфа изложили С.А.Рачинский в письме к Ларошу и И.А.Клименко в своих воспоминаниях о Чайковском. Установить истину не представляется возможным. Однако современная Чайковскому критика особенно строго подошла к этим стихам: М.А.Балакирев нашел, что «стихи по своей фактуре весьма жалки..., содержание их — весьма дешевого свойства байронизм». Г.А.Ларош считал, что выраженное в этих стихах «разочарование, не отделенное никаким контрастом и не расширенное в целую картину, казалось бы могло быть переведено только на самую однородную музыку, лишенную интереса контраста, а потому сжатую и ограниченную по форме...» Ц.А.Кюи справедливо отметил несоответствие музыки программе. Очевидно, что стихи, подобранные к уже сочиненной музыке, не могли адекватно выразить субъективный замысел Чайковского.

Фантазия начинается вступлением, которое сразу же излагает в мощных унисонах тему «фатума». По-своему характерная тема, однако, не производит впечатления безжалостной, роковой силы, как это позже будет в Четвертой симфонии. Основной раздел поначалу типичен для мягкой лирики Чайковского, предвосхищая отчасти музыкальные образы его балетов. Кода отмечена мощным утверждением роковой темы.

Значительный контраст главной и побочной партий показывает, что жизнь человека, которую, видимо, Чайковский пытался отобразить, по его мнению, имеет и светлые стороны, радужные мечты и идеалы, чему противоречит безнадежное настроение стихов Батюшкова, в которых акцентировано воздействие неумолимого рока. В музыке роковое начало становится сквозным образом, и в этом отношении предвосхищение более поздних симфонических произведений с аналогичной тематикой очевидно.

Первое исполнение состоялось в Москве 15 (27) февраля 1869 года под управлением Н.Г.Рубинштейна. В письме к брату Анатолию Чайковский сообщил: «Пишу тебе это письмо ночью после концерта Музыкального общества. Исполнялась в первый раз моя фантазия „Фатум“. Это, кажется, лучшее, что я до сих пор написал, по крайней мере, так говорят другие (успех значительный)». Ободренный успехом, Чайковский посылает партитуру М.А.Балакиреву — с посвящением ему и просьбой исполнить фантазию в ближайшее время. Исполнение в Петербурге состоялось под управлением Балакирева 17 марта того же года.

Оба исполнения вызвали серьезную критику в прессе. Г.А.Ларош выступил с большой статьей в «Современной летописи». Говоря о симпатии к творчеству Чайковского, он в то же время счел фантазию неудачной. «Бессвязность, разрозненность формы, разорванной частыми паузами и обремененной слишком большим числом различных мотивов и различных эффектов, довершают тягостное впечатление, производимое целым,» — писал он. Балакирев в неотправленном письме Чайковскому, подверг «Фатум» еще более резкой критике, находя, что Ларош «был слишком снисходителен». В более сокращенном варианте письма, посланного Чайковскому, содержалось резюме: «Сама вещь мне не нравится, она не высижена, писана на скорую руку».

Ц.А.Кюи в «СПб. ведомостях № 90 писал, что «в целом „Фатум“ производит странное впечатление, потому что мрачность начала, красивость Andante и карикатурный комизм Allegro никак не могут помириться и делают загадочной концепцию г.Чайковского».

Под влиянием критики, Чайковский в 1870-х годах уничтожил партитуру. Но всем понравившуюся лирическую тему перенес затем в любовный дуэт Натальи и Андрея в опере «Опричник». Партитура была восстановлена после смерти Чайковского библиотекарем Московской консерватории Р. Р. Шорнингом по сохранившимся оркестровым голосам и издана М.П.Беляевым в Лейпциге в 1896, с сопутствующим стихотворным эпиграфом и с обозначением как «симфоническая поэма».

П. Е. Вайдман

Симфоническое творчество Чайковского

реклама

вам может быть интересно

Свиридов. «Весенняя кантата» Вокально-симфонические

рекомендуем

смотрите также

Реклама