«Греческие пассионы» (англ. The Greek Passion, чеш. Řecké pašije) – опера чешского композитора Богуслава Мартину в четырех актах. Либретто композитора на английском языке по роману Никоса Казандзакиса «Христа распинают вновь».
Премьера: 19 июня 1961 г., Цюрих.
«Мои годы уходят, как часы, и наступает конец, опускается могильная плита надо мной», – такие слова содержатся в одном из мадригалов, написанных чешским композитором Богуславом Мартину незадолго до смерти. Но еще за несколько лет до неизбежного конца, композитор – словно стремясь оставить завещание потомкам – создавал произведения, значительные и по масштабу, и по смысловому содержанию. Одним из таких сочинений стала опера «Греческие пассионы» – предпоследняя опера Мартину.
Сам выбор литературной основы свидетельствует о том, что Богуслав Мартину в те годы стремился к сюжетам, исполненным глубокого духовного смысла, раскрывающим вечные проблемы, глубины человеческой души, которые зачастую оказываются темными. В качестве возможного источника он рассматривал роман Федора Михайловича Достоевского «Бесы», но не сумел найти драматурга, который переработал бы роман в либретто. Затем его внимание привлек роман Никоса Казандзакиса «Алексис Зорба», но в конечном итоге композитор остановил свой выбор на другом романе того же греческого писателя – «Христа распинают вновь». Люди веруют во Христа – но готовы ли они в действительности жить по Его заповедям? И если бы Спаситель явился вновь – неважно, в каком облике – приняли бы Его люди? Такие вопросы ставятся в этом произведении.
В деревне Ликовриси существует обычай – раз в семь лет разыгрывать мистерию о Страстях Христовых, вот и теперь священник Григорис распределяет роли. Вдова Катерина, не отличающаяся целомудрием, сыграет Марию Магдалину, ее любовник – мясник Панаит – Иуду Искариота, сын старосты Микелис, торговец Яннакос и владелец таверны Костандис станут апостолами, а роль Иисуса Христа достается Манольосу, молодому пастуху. Он очень серьезно подходит к доверенной ему роли – вместе с друзьями он внимательно читает Священное писание, не отвлекаясь на мирские дела. Пастух даже не хочет поговорить со своей невестой о будущей свадьбе, да и Катерина тщетно пытается обольстить его.
Между тем, евангельские события получают своеобразное преломление в действительности: не в мистерии, а в жизни обитателям Ликовриси предстоит проявить верность христианским идеалам. В деревню приходят крестьяне во главе с отцом Фотием – их родные места разорены турками, несчастные просят дать им приют. Пока они разговаривают с отцом Григорисом, одна из беженок умирает от истощения. Однако священник подозревает, что причиной смерти была холера. Опасаясь эпидемии, он прогоняет беженцев. Они уходят на соседнюю гору, чтобы поселиться там, но их присутствие все равно продолжает оказывать влияние на обстановку в Ликовриси, и главную роль играет в этом Манольос.
Все в большей степени идентифицируя себя со Спасителем, пастух обращается с проповедью к односельчанам, призывая их к милосердию. В желании помочь беженцам его поддерживают те, кому достались роли апостолов, а также Катерина, которая сумела обуздать свои плотские желания. В противоположность Манольосу и его приверженцам, помогающим беженцам, богатые жители деревни с отцом Григорисом во главе настроены против пришельцев – а значит, и против тех, кто сочувствует им. Раскол в деревенском обществе нарастает и в конечном итоге завершается катастрофой, в которой нетрудно увидеть «зеркало» евангельской истории: в храме отец Григорис публично обвиняет Манольоса в ереси. Направляемая священником толпа убивает пастуха, вжившегося в образ Иисуса Христа. Последний удар наносит Панаит, который в мистерии должен был сыграть Иуду. Забрав тело несчастного, беженцы во главе с отцом Фотием покидают окрестности Ликовриси.
«Греческие пассионы» – это четырехактная «народная драма» с яркими хоровыми сценами. Звучание многих хоров поражает архаическим колоритом – в этом проявилось знакомство композитора с греческой народной музыкой. Кроме того, работая над оперой, он изучал песнопения русской православной церкви. Вокальные партии сочетают черты ариозности и речитативности, кантиленные мелодии воспроизводят интонации эмоциональной человеческой речи. Стиль оперы в целом близок к ораториальному.
Богуслав Мартину работал над оперой в течение двух лет, и в 1957 г. она была завершена. Планировалась премьера в лондонском театре Ковент-Гарден, но она была отменена. Композитор создал новую редакцию произведения. Мартину не суждено было увидеть свое творение на сцене – премьера состоялась лишь по прошествии двух лет после его смерти. Произошло это в Цюрихе в 1961 г. В последующие годы «Греческие пассионы» вошли в репертуар Пражского театра. В 1999 г. была поставлена первая редакция оперы, ее восстановил чешский музыковед Алеш Брежина.
Российская премьера оперы Богуслава Мартину состоялась в 2018 г., осуществил ее Екатеринбургский театр оперы и балета.