Fedor Lopoukhov
На его творчестве выросло не одно поколение балетмейстеров. Его находки живут в постановках молодых хореографов. А восстановленные им танцы вошли в золотой фонд классического балета.
Федор Лопухов родился в Санкт-Петербурге 19 октября 1886 года. Его отец, Василий Лопухов, бывший крепостной, в армии дослужившийся до старшего унтер-офицера, был капельдинером в Александринском театре. Едва успев устроиться на эту должность, он женился на шотландке Констанции Розалии Дуглас. Федор был их вторым ребенком.
В 1895 году Федор и его старшая сестра Евгения были приняты в театральное училище.
Учился Лопухов средне, однажды даже остался на второй год – не справился с общеобразовательными предметами. Правда, к концу обучения все наладилось. Его любимым предметом была музыка. Он отлично играл на гитаре и рояле, а когда стал балетмейстером – очень пригодилось умение читать партитуру.
Педагогом Лопухова был Николай Легат – убежденный хранитель традиций классического танца. Свой предмет он знал безупречно и на всю жизнь остался для ученика образцом учителя. Именно Легату Лопухов был обязан своим глубоким знанием классического танца – ведь, кроме новаторских постановок, Федор Лопухов был прекрасным классическим балетмейстером.
После окончания училища Федор Лопухов был зачислен в кордебалет. По своим данным он не мог рассчитывать на роль премьера, однако, как и всякий танцовщик, Лопухов мечтал о сольных партиях. Правда, и кордебалет пригодился ему впоследствии в его балетмейстерской деятельности. Обладая великолепной сценической памятью, Лопухов впоследствии поражал артистов знанием мельчайших деталей хореографического рисунка того или иного балета. Сольные партии Лопухов начал изредка получать лишь в начале своего второго сезона.
Московская школа балета казалась Лопухову более плодотворной, чем петербургская. В конце концов он добился того, что его на полгода отправили в Большой театр. Там он смог воочию увидеть работу Александра Горского, которая его очень интересовала. Но он уже тогда с неодобрением относился к вольному обращению Горского с классическим наследием. Именно тогда Лопухов начал задумываться о праве балетмейстера на переделку спектаклей, вошедших в сокровищницу балетного наследия.
Первая мировая война прервала беззаботную жизнь. Лопухов был мобилизован в первый же месяц, однако в солдатских казармах он пробыл недолго. Через некоторое время Федор Лопухов определен в санитарный поезд великой княгини Марии Павловны. В Петербург он стал попадать лишь изредка, но во время пребывания в городе был совершенно свободен и продолжал выступать на сцене.
Первые революционные годы были для балета не лучшими. Шли все те же спектакли, новых не появлялось, а количество талантливых танцовщиков неуклонно сокращалось – многие уезжали за границу по принципиальным соображениям или не выдержав невыносимых условий существования. Постоянное недоедание и холод сделали травмы на сцене постоянными. Однако внезапно вспыхнул бурный интерес публики к балету. Залы были переполнены на каждом спектакле, независимо от репертуара. Для тех, кто хотел работать, кто стремился к творческому поиску, предоставлялись широкие возможности.
В этих условиях в балетной труппе возросла роль Федора Лопухова. Его цепкая хореографическая память помогала восстанавливать утраченные фрагменты балетов, а хорошее знание «почерка» балетмейстера – перекомпоновать кордебалетный номер на меньшее количество исполнителей, не нарушая первоначального стиля. Конечно, в это время он приступает к собственным постановкам.
В 1920 году Лопухов упоминается в документах театра как балетмейстер, в 1922 году он назначен балетмейстером-руководителем, а в 1925 году занимает и пост управляющего труппой. Теперь и художественное, и административное руководство было сосредоточено в его руках.
На протяжении 1918–1920 годов Федор Лопухов создал огромное количество концертных номеров. Постепенно Лопухов переходит к постановке одноактных балетов. В 1918 году он поставил «Мексиканский кабачок» и «Сон». Три года спустя Лопухов поставил балет «Жар-птица» на музыку Стравинского. Создавая философскую аллегорию добра со злом, молодой балетмейстер переусердствовал – его Жар-птица была образом древнего ящера, покрытого перьями, археоптерикса. Хореографической основой оставался классический танец, однако в него было внесено довольно много акробатических элементов, сложных поддержек и прыжков. Сам Лопухов считал «Жар-птицу» лишь первым опытом на длинном пути создания нового балета.
В 1925 году появилась книга Федора Лопухова «Пути балетмейстера». Это был необычный случай – теория намного опережала практику и становилась не результатом обобщения практического опыта, а, наоборот, направляла его.
Лопухова интересовали более всего вопросы взаимоотношений хореографии и музыки, а также проблемы танцевального симфонизма. Лопухов утверждал, что постановка балета невозможна без тщательного и серьезного знакомства балетмейстера с музыкальной партитурой, заявляя также, что даже различная инструментовка одной и той же мелодии непременно должна иметь свое отражение в хореографии.
Работа в области теории балета велась Федором Лопуховым одновременно с напряженной практической работой в театре. Необходимо было приложить много труда и сил к сохранению и обновлению балетного наследия, театрального репертуара. Отбор был произведен достаточно разумно: остались все постановки Фокина, талантливые и отвечающие современным запросам, а также немало классических балетов, таких как «Конек-Горбунок», «Эсмеральда», «Корсар», «Спящая красавица», «Дон Кихот», «Раймонда». Несколько балетов планировалось оформить заново – «Коппелия», «Лебединое озеро», «Жизель», «Тщетная предосторожность».
Большого труда стоило ему восстановить некоторые эпизоды, безжалостно выброшенные другими реставраторами. Некоторые из них восстановить так и не удавалось – они были попросту забыты, и никаких материалов, касающихся их, не сохранилось. В таком случае Лопухову приходилось ставить утерянные сцены самостоятельно, и в этом в полной мере проявилось его мастерство стилизации.
Его работа над реставрацией классических спектаклей началась с балета «Спящая красавица». Потом Лопухов принялся за работу над балетом «Раймонда». Он сохранил в неприкосновенности хореографию этого спектакля, лишь добавив в него несколько сочиненных им эпизодов. Кроме работы над двумя этими балетами, в сезоне 1922–1923 годов Федор Васильевич Лопухов занимался также восстановлением спектаклей «Конек-Горбунок», «Щелкунчик», «Эсмеральда», «Корсар», а на следующий год проделал огромную работу по реставрации балета «Дон Кихот».
Особый интерес у Лопухова вызывало возобновление балетов Михаила Фокина. К его юбилею были восстановлены «Павильон Армиды», «Эрос» и «Египетские ночи». В репертуар театра входили также отреставрированные Лопуховым «Карнавал» и «Шопениана». В «Половецких плясках» Лопухов когда-то танцевал и сам, поэтому ему легко было восстановить в памяти фокинскую постановку «изнутри». Романтический дух «Шопенианы», в которой огромную роль играет слияние хореографии с тончайшими оттенками музыки, также был хорошо уловлен Лопуховым. Именно ему в первую очередь обязан советский и, в частности, ленинградский балет тем, что на протяжении всей его истории не сходила со сцены «Шопениана».
И, наконец, был создан уникальный в те годы спектакль «Величие мироздания», в котором классический танец стал основой совершенно новой балетной формы – танцсимфонии. Лопухов выбрал для своей постановки музыку, значительно более сложную для сценического воплощения, причем взял цельное большое музыкальное произведение – Четвертую симфонию Бетховена. Задачей Лопухова было создание танца «в чистом виде», свободного от сценических условностей, связанных с сюжетом, от исторических костюмов, от соответствующих сюжету аксессуаров.
Сама танцсимфония была хореографически решена крайне интересно, однако воспринять это в то время были способны лишь единицы. Некоторые образы, воплощающие содержание музыки Бетховена (как, например, «питекантропусы», воплощающие собой силы природы), вызывали лишь недоумение.
«Танцсимфония» была показана на сцене всего один раз. Но впоследствии Мясин, Баланчин, Лифарь и их последователи развили принципы «Величия мироздания», создали задуманный Лопуховым симфонический балет.
Удачей стал спектакль, поставленный Лопуховым на музыку Стравинского, – «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана». Он не только широко использовал буффонаду, гротеск, акробатический танец, который считал естественным развитием классического, но и применил интересный прием «одушевления» бутафории – свой танец был у лисьего хвоста, дерева. Еще одним интересным приемом было использование вокальных «двойников» героев балета для создания синтетизма спектакля.
Балет «Красный вихрь» был создан по указанию руководства как спектакль революционного содержания. Спектакль вновь не был одобрен. Новаторство же в области формы не нашло понимания.
Лопухов был одержим идеей точной формы и не боялся экспериментов. Стараясь понять работу мышц во время экзерсиса, не побрезговал препарировать человеческую ногу в анатомическом театре. Он на время ввел в моду акробатичный конструктивизм. Ему повезло – рядом оказались молодые артисты, способные реализовать его замыслы, – Петр Гусев и Ольга Мунгалова.
С 1925 года Лопухов был единственным руководителем ленинградского балета. Большим успехом стала его постановка балета «Пульчинелла» на музыку Стравинского. Лопухов сделал акцент на использовании элементов комедии дель арте, а также использовал прием «спектакля в спектакле», что очень удачно сочеталось с приемами народной итальянской комедии, карнавала, балагана. Но балет постигла неудача – состоялось всего десять спектаклей из-за того, что контракт со Стравинским на использование его музыки был заключен на очень короткий срок по финансовым соображениям.
Лучшим балетом Федора Васильевича Лопухова считается «Ледяная дева» на музыку Грига. Сюжет этого балета был основан на произведении Ибсена «Пер Гюнт». И вслед за успехом – провал новой постановки «Щелкунчика» в 1929 году. Теперь он не реставрировал балет Иванова – Петипа, а ставил его заново, в соответствии с собственными идеями.
Наряду с недочетами в балете было множество несомненных находок, которые закрепились в последующих постановках «Щелкунчика», став его неотъемлемой частью. Героиней балета стала Маша, причем партия эта стала гораздо более серьезной и предназначалась для виртуозной балерины. В балет широко вошла тема очеловеченных кукол, воплощаемая дивертисментом, который стал неотъемлемой частью балета, а не вставным номером. Но, как упрекала его критика, Лопухов не пошел по пути создания образа «современной советской куклы», не отразил социальных моментов – словом, не шел в ногу с революционным искусством.
Как руководитель балетной труппы Лопухов не мог противиться директивам о постановке произведений определенной направленности, даже если самому ему они не нравились. Так на сцене появился балет «Крепостная балерина». Первоначально Лопухов пытался основное внимание уделить психологическому портрету героини, но ему указали на его идеологическую ошибку, и акцент сместился на социальную сторону этой драмы.
В 1931 году состоялась премьера балета «Болт» на музыку Шостаковича. На сей раз Лопухова обвиняли в любовании прогульщиками и бюрократами – слишком уж яркими получились их сценические образы.
После организованной в прессе травли Лопухов был отстранен от своей должности в родном театре. Правда, вскоре он получил назначение в Ленинградский Малый оперный театр, где должен был возглавить существовавшую там балетную труппу. За те четыре года, что Лопухов работал с этим балетным коллективом (1932–1935), было поставлено немало интересных спектаклей, среди них – балет «Светлый ручей». Он понравился зрителям благодаря музыке Шостаковича, хорошей хореографии Лопухова, а главное – своей «современности», то есть злободневной тематике. Вскоре после премьеры в Ленинграде он был перенесен в Большой театр.
Но в газете «Правда» появились разгромные статьи о музыке Шостаковича к опере «Леди Макбет» и балету «Светлый ручей», а спектакль Лопухова был назван «балетной фальшью». Спектакль по личному распоряжению Сталина сняли, Лопухова уволили из Большого театра, его балеты навсегда запретили к исполнению, многие ленинградские артисты, приехавшие с Лопуховым, вернулись в Ленинград.
Лопухов покинул столицу. Он работал в различных театрах страны, занимаясь постановками отдельных балетов.
После начала Великой Отечественной войны Лопухов уехал в Куйбышев, куда был эвакуирован Большой театр, а затем, вместе со своей будущей женой, начинающей танцовщицей Оглоблиной, перебрался в Ашхабад, а потом – в Ташкент. Там в Узбекском театре оперы и балета он поставил национальный балет «Акбиляк», который продержался в репертуаре театра много лет. После этого Лопухов присоединился к труппе Малого оперного театра, эвакуированного в Оренбург, и работал с ней, а в 1944 году вернулся в Ленинград. Кировскому театру вновь требовался руководитель балетной труппы.
Требовалось возобновление репертуарных спектаклей Кировского театра. Помимо прочей работы, Лопухов решил создать новую редакцию «Лебединого озера», шедшего на сцене Кировского театра в постановке Вагановой.
Более чем через год после «Лебединого озера» Лопухов поставил свой последний оригинальный балет. Это была «Весенняя сказка» на музыку Чайковского по мотивам «Снегурочки». Основным отличием постановки Лопухова от сказки Островского была идея финала – не грустного расставания со Снегурочкой, не трагическая ее гибель, а радость превращения весны в лето.
В 1966 году к 80-летию Федора Васильевича Лопухова на сцене были восстановлены фрагменты из его балетов, которые никогда не исполняли современные артисты и не видели современные зрители. Эффект был совершенно неожиданным – казалось, что все эти постановки были созданы для 60-х годов, для начала «космической эры», для нового менталитета, формирующегося в те годы. Хореография Лопухова оказалась созвучной времени, когда большинство его балетов было уже забыто.
Почти до самых последних дней Федор Васильевич Лопухов, доживший до восьмидесяти шести лет, продолжал работать. Кроме ряда постановок 60-х годов в Малом оперном театре, он много сил уделял преподавательской работе. Занимаясь всю жизнь балетмейстерской деятельностью, испытав радости и неудачи этой сложной профессии, Лопухов как никто другой понимал важность обучения ей. Еще в 1937 году, занимая пост художественного руководителя Ленинградского хореографического училища, он организовал балетмейстерские курсы. А в 1962 году по его инициативе было открыто балетмейстерское отделение при Ленинградской консерватории.
Лекции Ф.В. Лопухова для студентов этого отделения легли в основу книги «Хореографические откровенности».
Скончался Федор Васильевич Лопухов 28 января 1973 года.
Д. Трускиновская
Заслуженный балетмейстер РСФСР (1927), народный артист РСФСР (1956). Окончил Петроградское театральное училище в 1905 (ученик Н. Легата), в 1905-09 — артист Мариинского театра, с 1909 — Большого театра. В 1910-11 гастролировал в США. В 1911 вернулся в Мариинский театр. После 1917 исполнял характерные танцы: испанский и чардаш («Лебединое озеро»), сарацинский, панадерос («Раймонда»), рапсодия («Конек-Горбунок»), а также пантомимные и игровые партии.
Первые балетмейстерские опыты Лопухова — постановки танцев, вариаций, концертных номеров — относятся к предреволюционным годам. На частных сценах были поставлены его первые балетные композиции «Мексиканский кабачок» на муз. Л. Гончарова и «Сон» на муз. В. Щербачева.
Первый спектакль, поставленный в родном театре,— «Жар-птица» И. Стравинского (худ. А. Головин), был первым воплощением этого балета на русской сцене, самостоятельным, независимым от классической интерпретации М. Фокина. Уже в первой работе Лопухова-балетмейстера обнаружились увлеченность и широта кругозора, стремление к новому и подлинный профессионализм. Характерен и выбор музыки (непростой для танцоров и балетмейстеров).
Лопухов свободно читал партитуру, и ритмический танец становился у него действительно полифоничным. Балетмейстер проявил активность и в разработке хореографической лексики: полуакробатические верхние поддержки впервые приобрели право гражданства на академической сцене.
В 1922 Лопухов был назначен балетмейстером-руководителем, а с 1925 одновременно управляющим балетной труппой. На этом посту он пробыл до 1931. За 10 лет балетная труппа п/р Лопухова восстановила классический репертуар. Уникальная хореографическая память, знание стилистических приемов и особенностей каждого балетмейстера сделали Лопухова одним из лучших реставраторов балетов М. Петипа, Л. Иванова, М. Фокина.
Постановки Лопухова весьма разнолики, среди них встречались и большие удачи и поучительные провалы. Время не сохранило для потомства ни одной из них. И все же многое найденное в 20-е годы Лопуховым живет в творчестве разных балетмейстеров, вне зависимости от того, считают они себя учениками замечательного мастера или нет.
В 1924 Лопухов осуществил вторую постановку на русский сюжет — «скоморошье бесовское позорище» «Ночь на Лысой горе» М. Мусоргского. К «русской линии» принадлежат еще два балета, поставленные в 1927,— «веселое представление с пением и музыкой», балет-пантомима «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана» И. Стравинского и «хореодрама» «Крепостная балерина» К. Корчмарева.
В «Байке...» на сцене певцы пели, а танцоры изображали скоморохов, переодетых животными. Общий характер произведения был сатирически-гротесковый. Первый (после многолетнего перерыва) на сцене театра многоактный балет «Крепостная балерина» повествовал о трагической участи талантливых крепостных.
Интересом к народному лицедейству итальянской комедии масок вызвана постановка «балета с пением» «Пульчинелла» (1926). Спектакль получился веселый, пользовавшийся успехом у публики. «Вся вещица исполнена такой грации, которая напоминает своеобразную детскую игру, но в то же время в этой непосредственности и игривости таится на самом деле высокое и уверенное в себе искусство. Возможность осуществлять такие вещи доказывает, как полносочен и свеж ленинградский балет» (А. Луначарский).
«Балетная сюита в 3-х действиях «Ледяная дева, или Сольвейг» (1927) — так назывался спектакль, который стал крупной удачей балетмейстера. Он существовал в репертуаре театра многие годы. Зрителей привлекло в этом подлинно новаторском спектакле прежде всего богатство танца. Как мир злой, зимней природы противостоит миру людей, так и новый для балета акробатический танец (вернее сказать классический танец, обогащенный элементами отанцованной акробатики) противопоставлялся изобретательному и этнографически точному народному норвежскому танцу. «Ледяная дева» была и остается лучшим сказочным балетом, созданным в советском театре» (Ю. Слонимский).
Вскоре после премьеры «Ледяной девы» Лопухову первому (и единственному) было присвоено звание заслуженного балетмейстера РСФСР (1927).
Менее убедительным было его прочтение «Щелкунчика» П. Чайковского (1929). Оригинальное конструктивистское оформление худ. В. Дмитриева (система цветных передвижных стен), 22 «эпизода» спектакля, в которых перемежалась действительность, детская фантазия, сказка, разговорный комментарий в прологе и эпилоге, классика, «освеженная акробатикой»,— все это находилось в противоречии с музыкой.
Особняком стоит еще один интереснейший опыт балетмейстера — создание «Танцсимфонии» («Величие мироздания») на музыку 4-й симфонии Бетховена (1923). «Танцсимфония» — в своем роде замечательная попытка симфонизировать классический танец, создав большую форму по аналогии с музыкальной на самостоятельной разработке хореографических тем» (И. Соллертинский). Балетмейстер с интуицией гениального провидца попытался практически реализовать некоторые теоретические положения, изложенные в его книгах «Величие мироздания» (1922) и «Пути балетмейстера» (1916, изд. 1925).
Поучительным для дальнейшего пути советского балетного театра было освоение Лопуховым советской тематики. «Мои поиски современности начались с постановки балета «Красный вихрь». Мы предпринимали эту попытку почти вслепую. Нам хотелось отобразить события революции, новую жизнь. Мы видели попытки такого рода, предпринятые в драматическом театре, слышали разговоры о том, что образы революции нуждаются для своего изображения в аллегориях, символах, которые возвышались бы над бытописанием. Вот и решили сделать нечто подобное...» (Ф. Лопухов)
В 1929 Лопухов создает в балете «Красный мак» Р. Глиэра (совместно с Л. Леонтьевым, В. Пономаревым) знаменитый танец кули — первое удачное отображение трудового народа в советском балете.
В 1931 балетмейстер осуществил постановку хореографического спектакля «Болт» Д. Шостаковича. Неудачный сценарий из жизни завода толкнул хореографа на обильные «газетные» зарисовки прогульщиков, вредителей, отдававшие явным натурализмом. Несмотря на отдельные удачные номера политической сатиры, спектакль был раскритикован общественностью.
В 1931-35 Лопухов создал балетную труппу в Малом театре. Эксперименты балетмейстера в этот период принадлежат к области современного комедийного балетного спектакля — жанра незаслуженно редкого на нашей сцене. Первые две постановки — «Арлекинада» (1933) и «Коппелия» (1934)— были переделками классических балетов. «Постановка «Коппелии» — второй после «Арлекинады» опыт Малого театра на путях освоения классического наследия балета... Как и «Арлекинада», балет «Коппелия» имеет целью подготовить молодую труппу балета Малого оперного театра к отечественной задаче создания советского балетного спектакля» (А. Пиотровский). Этим спектаклем стал «Светлый ручей» Д. Шостаковича (1935).
Стремление авторов создать балет-праздник, пронизанный молодостью, весельем, радостью, сплавить виртуозный классический танец горожан с характерным танцем колхозников не нашло убедительного воплощения. Первые представления, однако, прошли с большим успехом, похвалы прессы были почти единодушны. Балетмейстер перенес спектакль на сцену ГАБТа.
В последующие годы Лопухов поставил (совместно с В. Бурмейстером) «Ночь перед рождеством» Б. Асафьева для Московского художественного балета п/р В. Кригер (1938), «Соловей» М. Крошнера в Минске (1939), «Акбиляк» С. Василенко в Ташкенте (1943).
В 1937 Лопухов организовал при ЛХУ балетмейстерские курсы, которыми руководил до 1941. Среди его учеников — Б. Фенстер, В. Варковицкий, К. Боярский, А. Обрант. В 1940 Лопухов поставил балет «Тарас Бульба» В. Соловьева-Седого в Театре им. Кирова. Наиболее интересным в спектакле был органичный контакт классики (Андрий, Панна) и характерного народного танца (Остап, Одарка, запорожцы).
В 1944-45 и 1955-56 Лопухов вновь на посту художественного руководителя балета Кировского театра. После войны он восстановил классический репертуар, а в 1947 поставил балет «Весенняя сказка» Б. Асафьева.
В 1959 в Малом театре состоялась премьера спектакля «Баллада о любви» на муз. П. Чайковского. «Новое в «Балладе о любви» (так же как в любом сочинении Лопухова) — действительное открытие новых выразительных средств на основе исчерпывающего знания хореографического наследия» (Ю. Григорович).
В 1962-67 Лопухов руководитель (с 1965 профессор) балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории. Его новые ученики — Г. Алексидзе, Н. Маркарянц, Н. Боярчиков, А. Дементьев — уже получили известность.
Последний спектакль Лопухова — «Картинки с выставки» М. Мусоргского в Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко (1963) — снова вызвал большой интерес у зрителей и критиков.
Сочинения: Величие мироздания.— П., 1922; Пути балетмейстера.— Берлин, 1925; Шестьдесят лет в балете: Воспоминания и записки балетмейстера.— М., 1966; Хореографические откровенности.— М., 1972; Основы постановки балета «Пульчинелла».— В кн.: Асафьев Б. В. Игорь Стравинский и его балет «Пульчинелла». Л., 1926; Танцевальная комедия.— В кн.: «Арлекинада». Л., 1933; Балет «Светлый ручей».— В кн.: «Светлый ручей». Л., 1935; Ирина Генслер.— В кн.: Ленинградский балет сегодня. Л.; М., 1967, вып. 1; Владимир Васильев.— В кн.: Музыка и хореография современного балета. Л., 1974, вып. 1; Хореограф Алексей Ермолаев.— В кн.: Алексей Ермолаев. М., 1974; Юрий Соловьев.— Сов. балет, 1986, № 5; Борис Брегвадзе.— Там же; Константин Сергеев.— Там же, 1986, № 6.
Литература: Добровольская Г. Федор Лопухов.— Л., 1976; Слонимский Ю. Пути балетмейстера Лопухова.— В кн.: Ф. В. Лопухов. Шестьдесят лет в балете. М., 1966; Михайлов М. Ф. В. Лопухов.— В кн.: Жизнь в балете. Л.; М., 1966; Красовская В. Новаторство и традиции.— В кн.: Статьи о балете. Л., 1967; Добровольская Г. Ф. В. Лопухов и теория балета.— В кн.: Лопухов Ф. Хореографические откровенности. М., 1972; Соколов А. Ф. В. Лопухов и его Симфония танца.— В кн.: Музыка и хореография современного балета. Л., 1974, вып. 1; Кремшевская Г. О «Ледяной деве».— В кн.: Музыка и хореография современного балета. Л., 1979, вып. 3; Суриц Е. Ф. Лопухов.— В кн.: Хореографическое искусство двадцатых годов. М., 1979; Чернова Н. Ф. В. Лопухов,— В кн.: от Гельцер до Улановой. М., 1979; Бенуа А. Пиетет или кощунство,— Еженед. петрогр. академия, т-ров, 1922, № 11; Асафьев Б. Орлиный бунт.— Жизнь иск-ва, 1925, № 46; Соллертинский И. Балетмейстер Ф. Лопухов.— Там же, 1926, № 17; его же. Федор Лопухов,— Там же, 1928, № 9; его же. Творческие профили музыкальных театров Ленинграда,— Сов. музыка, 1935, № 11; Григорович Ю. Федор Лопухов.— Театр, 1965, № 7; Гусев П. Гордость художника.— Сов. музыка, 1965, № 8; Уланова Г. Художник танца.— Известия, 1966, 20 окт.; Слонимский Ю. Художник танца.— Веч. Ленинград, 1966, 22 окт.; Григорович Ю. Выдающийся хореограф.— Сов. культура, 1973, 6 февр.; Слонимский Ю. Танцевальная поэзия Лопухова.— Сов. балет, 1986, № 5.
А. Деген, И. Ступников