Živojin Zdravkovich
Как и многие югославские дирижеры, Здравкович — воспитанник чешской школы. После окончания Белградской музыкальной академии по классу гобоя он проявил незаурядные дирижерские данные и был направлен в Прагу, где его учителем стал В. Талих. Посещая его класс дирижерского мастерства в консерватории, Здравкович одновременно слушал лекции по музыкознанию в Карловом университете. Это позволило ему приобрести солидный запас знаний, и в 1948 году, вернувшись на родину, он был назначен дирижером симфонического оркестра Белградского радио.
Начиная с 1951 года творческий путь Здравковича теснейшим образом связан с деятельностью сформированного в ту пору симфонического оркестра Белградской филармонии. С самого начала Здравкович был ее постоянным дирижером, а в 1961 году возглавил коллектив, став и художественным руководителем оркестра. Многочисленные гастрольные поездки в 1950—1960-х годах принесли артисту известность как на родине, так и за ее пределами. Здравкович успешно выступал не только в европейских странах: маршруты его гастрольных поездок пролегали через Ливан, Турцию, Японию, Бразилию, Мексику, США, ОАР. В 1958 году по поручению правительства ОАР он организовал и возглавил в Каире первый в республике профессиональный симфонический оркестр.
Здравкович неоднократно выступал в СССР — сначала с советскими оркестрами, а затем, в 1963 году,— во главе оркестра Белградской филармонии. Советская критика отмечала, что в успехе югославского коллектива «немалая заслуга его художественного руководителя — серьезного, волевого музыканта». Б. Хайкин подчеркивал на страницах газеты «Советская культура» «темперамент дирижерской манеры Здравковича», его «увлеченность и большой артистический подъем».
Здравкович — ревностный популяризатор творчества своих соотечественников; почти все значительные сочинения югославских композиторов звучат в его концертах. Это проявилось и в программах московских гастролей дирижера, который познакомил советскую аудиторию с произведениями С. Христича, Я. Готоваца, П. Коньовича, П. Бергамо, М. Ристича, К. Барановича. Наряду с ними дирижера в равной мере привлекают и классические симфонии Бетховена и Брамса, и музыка французских импрессионистов, и произведения современных авторов, особенно Стравинского.
Л. Григорьев, Я. Платек, 1969