Египетский балет
С глубокой древности в Египте танц. иск-во было представлено в храмовых и бытовых танцах. В средние века танец стал приобретать черты развлекательности. До 20 в. дошли нек-рые нар. танцы, такие как аддера (щит), ат-тахтыб (сражение) и др. Гл. особенность егип. Танцев — чёткий ритм барабанного аккомпанемента и хлопков в ладоши, сопровождение песней. Религиозный танец включает медленные движения, к-рые постепенно ускоряются. Изгнание злых духов (аз-зар) — темпераментный танец, свадебный — весёлый, праздничный и в то же время лиричный и плавный, с палками — демонстрирует силу и мужество танцовщика. Превращение танца из ритуала в зрелище связано гл. обр. с погребальным обрядом, когда действие происходило в храме. Свадебный обряд также был одним из первых танц. зрелищ. Танец стал также обязательным компонентом в нар. т-ре 13 в. аль-хаккавати (актёр-рассказчик), сохранялся в т-ре бродячих актёров (17 в.), нар. т-ре ас-самир (18 в.) и в т-ре европ. форм 19 — нач. 20 вв. В разл. районах Египта существует множество танцев более позднего происхождения: аль-хаггаля (скачущая), аль-бамбутыйя (меняла), аль-каффафа (прихлопывание) и женский сольный танец, известный как танец живота, вероятно развившийся на основе исчезнувшего ныне нар. танца аннахля (и митауп) изгнания пчелы, попавшей в одежды танцовщицы).
Попытки постановки народных танцев на сцене относятся ко 2-й пол. 19 в., когда в Египте появились первые т-ры, в частности т-р оперы (1869). Гастроли зарубежных оперных и балетных трупп в Египте способствовали появлению музыкально-танцевальных представлений. К этому же времени относится открытие школ танца (вне школ обучение танцам существовало с 17 в.). После революции 1952 начали создаваться танц. ансамбли, среди к-рых был популярен «Реда» (организован в 1958, ведущие танцовщики — Фарида Фахми и Махмуд Реда).
Каирская балетная школа начала работать в 1958 под руководством сов. специалистов: А. В. Жукова (1958), С. А. Павлова (1963 — 66), К. В. Шатилова (1966 — 69), А. В. Кузнецова (1969 — 73) и др. Первый балетный спектакль «Бахчисарайский фонтан» (1966, по Р. В. Захарову, балетм. Л. М. Лавровский) осуществлён силами учеников балетной школы.
Профессиональная балетная труппа была создана в 1967 на основе первого выпуска Каирской балетной школы и группы египтянок, окончивших Моск. хореографич. уч-ще. Среди пост. Каирской балетной труппы: концертная программа из 2 отделений (сцена сна из балета «Дон Кихот» и концертные номера, 1967), «Жизель» (балетм. К. М. Сергеев), «Щелкунчик» (балетм. Шатилов), оба — 1968; «Дон Жуан» (балетм. Кузнецов), «Послеполуденный отдых фавна» и «Дафнис и Хлоя» (балетм. С. Лифарь), оба — 1970; «Золушка» (1978, балетм. М. Фахми Эзз) и др.
Первый нац. спектакль — одноактный балет «Стойкость» (1972), созданный на основе во-кально-симфонич. поэмы «В грозные дни» Ашрафи (балетм. Абд аль-Монейм Камель). Были пост, балеты «Большой вальс» на муз. Р. Штрауса (1974, балетм. Шульгина), одноактный балет «Лоркиана» на исп. нар. музыку, «Гамлет» на муз. Шостаковича, «Шехеразада», «Лейли и Меджнун» (все — балетм. Мнацаканян). В нац. опере-балете «Глаза Бахии» на муз. Гамаля Саляма (1976) танцы пост. Абд аль-Монейм Камель, Яхья Эсмат Али. В 1974 школа показала балет «Доктор Айболит» (1974, балетм. Шульгина). Сов. артисты участвовали в нек-рых юбилейных спектаклях («Жизель» и «Дон Кихот» — Н. И. Бессмертнова, М. А. Сабирова и В. Ш. Галстян). Среди солистов: танцовщицы — Магда Салех, Алейя Абд ар-Разак, Соня Саркис, Эльхам аль-Амир; танцовщики — Абд аль-Монейм Камель, Реда Шита, Хасан Шита, Реда Фарид, Ахмед Шукри и др. В 1971 балетная школа создана и в Александрии.
Каирская балетная труппа выступала за рубежом (СССР — 1972, Болгария и Югославия — 1975, Сирия и Япония — 1977). Артисты и ученики Каирской балетной труппы участвовали в междунар. конкурсах артистов балета в Москве, Софии, Гаване и Токио.
А. О. Афифи, А. Т. Яхья
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.